Праздник Торжества Православия.
Торжество, - о чем и над чем? Однажды в вагоне был спор между священником и двумя зрелыми людьми. В итоге пришли в раздражение и священник и те двое, и даже начали поносить друг друга. Сидела в этом же купе старушка. Молча сидела, была невидима для них. Потом тихо сказала: «батюшка, ты благослови их». Это ее тихое кроткое «батюшка», потом «благослови их» вдруг встрепенуло и очнуло священника. Он поцеловал бабушку и говорит: «милые, - обратившись к этим двух, с кем он спорил, - милые, простите меня. Я уж тут прямо совсем разошелся». Она и к ним обратилась, и говорит: «так ведь батюшка же, чего ж вы так»? И все. Это и есть торжество православия личное.
В чём сила?
На словах, казалось бы, ничего не сказала. Но сказала это таким тоном и таким проникновенным участием в них, что сила этого ее проникновенного обращения враз истрезвила двоих зрелых людей, и они, очнувшись, опали, и, повернувшись к батюшке, говорят: «батюшка, ты прости нас, что мы чего-то тут тоже. Благослови нас». И батюшка благословил. Так Бог явил Себя. Мы можем сказать: «какой Бог? Это же старушка, она такая по характеру, по свойству. Смогла примирить их».
Но священник говорит, что «совершенно очевидно, я и эти двое пережили силу этой старушки. На уровне слов, содержаний ничего сильного не сказано, на уровне действий, поступков - вообще кротость и тишина, а голос – тихий, очень кроткий, слабый старушечий голос. Тем не менее, только что исполненные такой ярости, мы вдруг все втроем опали. И оказалось, что нашей-то силы и нет, исчезла куда-то, растворилась. Очевидно, что в этой старушечке действовал Сам Бог». Так окончил повествовать священник. В этой старушке оказалась сила Божия. В этот момент в поезде совершалось Торжество православия.
Вот об этом торжестве мы сегодня с вами радуемся и велие ликование возносим Господу своему. Была служба. И было наше с вами торжество. В том как пел клирос, как читали чтецы, возглашали диакон и священники. В этом видимом и слышимом торжестве можно не подозревать, что есть еще какое-то другое ликование, какое-то другое торжество. Потому что где-то в храме стоит такая старушечка, и плачет. Плачет тоже слезами ликования, слезами умиления, слезами покаянной благодарности Богу за то, что она жива в Боге. Где большее явление Божественного торжества? В певцах, чтецах, и священнических возгласах много торжественного в интонациях, в словах. А явление Бога, может оказаться, происходит больше в этой старушке.
Пойдём ли мы за благодатью?
Человек имеет в себе три глубины. Одна глубина – это внешний человек, другая – средний, а третья - внутренний нравственно-религиозный трудовой человек. Это по нашему естеству. А если придет благодать веры, тогда человек обретает в себе человека выше естественного, внутреннего благодатного - это четвертый внутренне-духовный человек. Он-то и есть православный христианин, потому что в нем совершается это самое торжество Бога. Слышите? Начальная благодать Божия призвала человека в церковную жизнь, а потом сокрылась, и дальше ожидает: возможно ли в нем явить Свое торжество.
После начального призывающего периода благодать сокрывается, и остаются только собственные силы человека, свойственная его естеству религиозность. Пойдет ли он за благодатью? Начнет ли делать то, чем можно себя заново приуготовить к ней? Какими действиями можно было бы ее стяжать? Если он начнет это делать, то благодать, подтверждающая, что ты на правильном пути, даст в молитве, например, молитвенное дыхание, в котором явно будет слышно: это Бог с тобою. Или на службе ясно услышишь службу, и придет чувство, что это Божье присутствие с тобой. Господь будет подтверждать: «ты правильно идешь. Поэтому Я с тобою». Эти подтверждения Бога каждый в опыте имел, и без них никакой жизни собственно церковной быть просто не может. Церковная жизнь имеет еще и внешний порядок, но все-таки наполнением этого внешнего церковного порядка жизнью является наполнение благодатью. И это есть Торжество православия.