Найти в Дзене
Плёнки и винил

Как снимался «Солярис»: фотографии со съёмочной площадки

Друзья, долгое время на нашем канале выходил цикл публикаций с названием: «Солярис» расшифрованный: раскрываем смыслы главного шедевра отечественной кинофантастики сцена за сценой. Он в целом завершён, со всеми частями можно ознакомиться по ссылкам в конце этого материала, но в последнем выпуске я дал обещание не бросать эту тему совсем. В процессе сбора материала и написания у меня сама собой собралась интересная коллекция фотокадров со съёмок «Соляриса». Хочу поделиться ими с вами, расположив том порядке, в котором снимаемые сцены идут в фильме. Итак, проникаем за кулисы и наблюдаем тайны съёмочного процесса. Исполнитель роли Криса Донатас Банионис писал: «Когда я прочёл сценарий, то сразу понял, что это будет совершенно другой “Солярис”, чем в романе Лема, который я прочёл на литовском языке. Но сниматься я не боялся, потому что знал, что у Андрея это будет настоящее произведение. Но работать мне было тяжело. Тарковского интересовала какая-то совершенно другая реальность. Действие р

Друзья, долгое время на нашем канале выходил цикл публикаций с названием: «Солярис» расшифрованный: раскрываем смыслы главного шедевра отечественной кинофантастики сцена за сценой. Он в целом завершён, со всеми частями можно ознакомиться по ссылкам в конце этого материала, но в последнем выпуске я дал обещание не бросать эту тему совсем. В процессе сбора материала и написания у меня сама собой собралась интересная коллекция фотокадров со съёмок «Соляриса». Хочу поделиться ими с вами, расположив том порядке, в котором снимаемые сцены идут в фильме. Итак, проникаем за кулисы и наблюдаем тайны съёмочного процесса.

Снимается "земная" часть фильма.
Снимается "земная" часть фильма.
Эта сцена станет "фильмом в фильме": совещание учёных-соляристов.
Эта сцена станет "фильмом в фильме": совещание учёных-соляристов.
Тарковский и писатель Юлиан Семёнов, создатель образа Штирлица.
Тарковский и писатель Юлиан Семёнов, создатель образа Штирлица.
В декорациях космической станции: "Мосфильм" посещает международная студенческая делегация.
В декорациях космической станции: "Мосфильм" посещает международная студенческая делегация.
Снимаются первые минуты пребывания Криса на станции.
Снимаются первые минуты пребывания Криса на станции.
Как всегда пластичный Тарковский объясняет смысл сцены. Кстати, забавы ради давайте попробуем придумать в комментариях, что он в данный момент может говорить.
Как всегда пластичный Тарковский объясняет смысл сцены. Кстати, забавы ради давайте попробуем придумать в комментариях, что он в данный момент может говорить.
Идёт обсуждение сценария.
Идёт обсуждение сценария.

Исполнитель роли Криса Донатас Банионис писал:

«Когда я прочёл сценарий, то сразу понял, что это будет совершенно другой “Солярис”, чем в романе Лема, который я прочёл на литовском языке. Но сниматься я не боялся, потому что знал, что у Андрея это будет настоящее произведение. Но работать мне было тяжело. Тарковского интересовала какая-то совершенно другая реальность. Действие развивалось, будто во сне или в вакууме, мне пришлось довериться фантазии режиссёра. К тому же роль Кельвина строилась на внутреннем монологе, глубоко спрятанных переживаниях. Я понял, что это поэтическая, философская картина, которая никому не нужна. Помню, получал письма со словами: “Донатас Юозович, все зрители вас очень просят: “Больше в такой халтуре, как “Солярис”, никогда не снимайтесь”. Даже на Каннском фестивале, где мы были вместе с Андреем, рецензенты писали: “Тарковский – очень хороший моралист, но очень плохой кинематографист”. А публика вообще странно реагировала: люди смеялись и уходили из кинотеатра. Тогда у меня сложилось очень неприятное впечатление о зрителе (я имею в виду и интеллектуалов тоже), который был далёк от серьёзного размышления»
-8
Крис засыпает на станции. Он ещё не знает, какое пробуждение его ждёт. Определяется поза актёра и ракурс съёмки.
Крис засыпает на станции. Он ещё не знает, какое пробуждение его ждёт. Определяется поза актёра и ракурс съёмки.
У Донатаса Баниониса, похоже, своя концепция, как играть сцену.
У Донатаса Баниониса, похоже, своя концепция, как играть сцену.
Режиссёр объясняет, как актёры должны реагировать друг на друга.
Режиссёр объясняет, как актёры должны реагировать друг на друга.
-13
По сюжету, Хари не могла пить воду. Красивый фотоснимок был сделан в перерыве между съёмками.
По сюжету, Хари не могла пить воду. Красивый фотоснимок был сделан в перерыве между съёмками.
Хари после того, как прошла сквозь металлическую дверь. Наталья Бондарчук шутит, пытаясь испачкать Тарковского бутафорской кровью. Но костюмерша явно недовольна их играми.
Хари после того, как прошла сквозь металлическую дверь. Наталья Бондарчук шутит, пытаясь испачкать Тарковского бутафорской кровью. Но костюмерша явно недовольна их играми.

Начало видений Криса, где Хари и мать меняются местами, поэтому они обе в одинаковой одежде находятся в декорациях каюты Криса.
Начало видений Криса, где Хари и мать меняются местами, поэтому они обе в одинаковой одежде находятся в декорациях каюты Криса.
Съёмки "пропавшего", но очень красивого эпизода в зеркальной комнате, части болезненного бреда Криса.
Съёмки "пропавшего", но очень красивого эпизода в зеркальной комнате, части болезненного бреда Криса.
Работа над эмоциональным эпизодом, где Крис в своих видениях возвращается в изменившийся родительский дом. В конце актёр должен заплакать, как ребёнок. Судя по лицу Баниониса, он уже готовится.
Работа над эмоциональным эпизодом, где Крис в своих видениях возвращается в изменившийся родительский дом. В конце актёр должен заплакать, как ребёнок. Судя по лицу Баниониса, он уже готовится.

Все части разбора сцен «Соляриса»:

О вырезанных титрах, музыке и первых кадрахСад, лошадь и невымытые рукиО дожде, обстановке в доме и недоеденных яблокахО фильме в фильме и гигантском ребёнкеО лошадях и истинеО городе и костреОб одиночестве и развязанных шнуркахО станции и её обитателяхО первой ХариО второй Хари, свете и накидкахО людях и винеО картинах и фильмахО зеркалах и любвиО сне и Дон КихотеИзъять концепцию БогаОб охотниках и невесомостиБред и стыдО магическом театре и мамеО возвращении блудного сына