Найти в Дзене

Ключ под ковриком, или ностальгия по деревянным дверям в подъезде

Рада приветствовать вас на моем канале, уважаемые читатели!

Чем дальше уходит советская эпоха, тем больше видится в ушедшем хорошего. Конечно, в то время не было столько автомобилей на дорогах и в частной собственности, и заграница была доступна немногим. Но рабочие массы жили в основном более или менее ровно в плане материального благополучия.

Однажды приятель, лет 10 назад после переезда на ПМЖ в США прислал мне единственное письмо, где с нескрываемой радостью написал про нью-йоркцев: они точно такие же беззаботные и веселые, какими мы были в 70-е! Такое сравнение немного удивило, по его словам выходило, что мы утратили что-то ценное, что спустя 40 лет «утекло» на противоположную сторону земли. Мы словно поменялись местами в одночасье.

После того, как деревянные входные двери стали у нас сменяться металлическими, да еще и снабженными кодовыми замками, вспомнились рассказы О'Генри времен Великой депрессии, когда в Америке заправляли всем бандитизм и безнадега. И грохотали в домах бездушные железные двери. Нам, выросшим при социализме, невозможно было представить, что то же ждет и нас. Какой странный кульбит совершила мощная и великая держава.

За металлической дверью чувство такое же, как в сейфе. А если вдруг пожар, а замок заклинит? Нет, нет ничего лучше старой доброй деревянной двери
За металлической дверью чувство такое же, как в сейфе. А если вдруг пожар, а замок заклинит? Нет, нет ничего лучше старой доброй деревянной двери

Еще в начале 80-х такой распад показался бы просто немыслимым, во всяком случае нам, тогдашним детям и подросткам. У взрослых, наверное, было свое видение ситуации, но нам, детям они старались дать все самое лучшее. Наши родители, дети той самой кровопролитной войны в истории страны. В семье всегда были рассказы про колоски и «тошнотики», после войны было очень туго с едой, но наше поколение голода в те годы не узнало. Родители, испытавшие послевоенный голод, нам не позволили его узнать.

Да, страна была закрытой, но у этого была обратная сторона – чувство безопасности. Мы, детишки не боялись чужих дядей и теть, потому что чувствовали себя защищенными, хотя все, разумеется, было не так безоблачно. Тем не менее, деревянная дверь, коврик перед ней, а под ним ключ, чтобы можно было зайти в квартиру после школы– было обыденным явлением. Например, если кто-то из домочадцев потерял ключ, до тех пор, пока не сделают дубликат. И деревянная входная дверь в подъезде, совсем без замка, чтобы мы беспрепятственно могли бегать туда и обратно сколько хотим.

Такое было сплошь и рядом. А дверные калитки? Они закрывались на простую вертушку. И заборы были не то что не такими высокими, как сейчас, но они почему-то казались не слишком убедительными. А летом открывали окна, чтобы впустить в дом вечернюю прохладу. Люди были более открыты.

Воспоминания о прошлом могут быть самыми радужными и приятными. И народ тогда был лучше и добрее, и правила жизни – простыми и понятными. Но ведь как-то же мы оказались там, где находимся сейчас? И есть ли надежда, что стальные двери снова уступят место деревянным? Но при этом личные автомобили и открытые границы останутся.