Найти в Дзене
Do-ko-le?

Надо бы поделиться с Белоруссией ценным опытом! Да где его взять?

куда смотреть Беларуси?
куда смотреть Беларуси?

Государственному аппарату свойственны разные недомогания. Приступы гиперактивности (обычно – перед выборами!) перемежаются параличами воли (обычно – при объявлении реформ) и психо-патологическими депрессиями эпидемического масштаба.

Последние случаются обычно дважды в год: в июле-августе (отпуска) и в декабре-январе (праздники и каникулы). Замечена тенденция добавить к ним и май – картофельно-праздничные гуляния.

Кстати , явления такого рода имели место и в советское время. Так, в отдельных районах Крайнего Севера и Дальнего Востока административные органы местного уровня периодически закрывались: в связи с подходом китов, миграцией лосося и поспеванием кедровой шишки.

Но это – периодические вспышки, и их научились купировать путем укрепления партгосдисциплины, а также за счет усиленного питания и дополнительного премирования.

Куда опаснее – хронические явления. И среди них наиболее распространен – бюрократический инфантилизм (БИН). Средств борьбы с ним наука еще не открыла и сам вирус БИН еще недостаточно исследован. Но исследования – продолжаются, и ученые не теряют надежды.

Сам БИН может проявляться в разных формах и может охватывать разные отрасли и сферы деятельности.

Вот, возьмем, например, Свободные (или – особые) экономические зоны (СЭЗ). Что с ними? Как идет этот процесс? Ведь уже прошло много лет (еще с советских времен), затрачено много усилий и денежных средств, выпущено много разного рода постановлений и документов, но ощутимых результатов всё нет и нет.

Оказывается, и здесь – БИН! Результатов нет, их и не может быть - поскольку в этой сфере свирепствует БИН и всё определяет вытекающий отсюда инфантильно-бюрократический подход.

Инфантильность подхода заключается в том, что у высоких инстанций есть убеждение в том, что если мы будем просто заимствовать название чего-то работающего у других, то у нас всё будет работать только из-за названия. Например, так было и есть – с «рыночной экономикой», со «свободой конкуренции», с «антимонопольными мерами», с «иностранными инвестициями», с «инновациями», и т.д.

Ровно то же убеждение действовало и действует и в отношении «свободных экономических зон».

А бюрократизм – это вера в то, что достаточно выпустить некоторые документы и дать указания чиновникам, как сразу всё заработает.

И главная ошибка всех этих «убеждений» и «верований» состоит в том, что в них начисто игнорируется главная движущая сила «всего и вся» в рыночной экономике – обычные люди, предприниматели.

Хорошим примером такой явной недооценки является «развитие» интеграции с Белоруссией. Все нынешние события показывают, что «показушность» такой интеграции – все эти детские пляски и взаимные визиты чиновников – никого в белорусском народе не убеждают и не радуют. Особенно это касается молодежи, которая, как мы видим, создает основную массу участников во всех последних протестных мероприятиях.

При этом самое странное заключается в том, что бессмысленность этих протестов очевидна для кого угодно. Власти подают эти протесты так, как будто они направлены на смещение Лукашенко. А молодежь на этой «затравке» горячо «демонстрирует» и нападает на полицейских.

Но ведь если бы Лукашенко сразу уступил и провел повторные выборы, то он все равно на них победил бы – просто потому, что у него нет равного противника. Пусть результат был бы не 80 %, а 70 %, или даже – 55 % (что – невероятно), все равно у него был бы перевес минимум в 10 % над любым потенциальным оппонентом.

Кстати, так и надо было бы сразу сделать. А если власть боялась «потерять лицо», то можно было бы просто объявить, что голосование проводится в порядке опроса мнения народа «по просьбе трудящихся». Легитимность выбора Лукашенко была бы сразу подтверждена и всякая почва для любых протестов сразу бы исчезла.

К сожалению, никто из России ему этого не посоветовал; наоборот, его на всех уровнях убеждали (провокационно, на мой взгляд), что если он уступит «хоть дюйм», то в Белоруссии обязательно повторится украинский сценарий (с насильственным смещением Януковича).

Вообще, ничего более глупого предположить было нельзя. Лукашенко совсем не Янукович, он безупречен в отношении тех обвинений, которые предъявлялись к Януковичу, белорусы совсем не как украинцы - после тридцатилетнего «промывания» мозгов, и экономическое положение в Белоруссии никак не сравнимо с Украиной.

На самом деле, в основе протестов молодежи (и тех, кто вместе с ними выходит на демонстрации) лежит совершенно иное. И если власть это «иное» будет и дальше игнорировать, то дела могут повернуться в еще более худшую сторону. Что же это за «иное»?

Во-первых, это - свобода передвижения по миру. Это – то, в чем белорусы реально завидуют литовцам и даже украинцам.

Но как раз Лукашенко в этом отношении никак упрекнуть нельзя. Он делал для этого и делает много больше, чем Россия.

Он все время ставит вопрос об отмене виз для белорусов в Европе, он сделал то, что давно надо было сделать нам – отменил, в одностороннем порядке, визы для граждан Евросоюза (угроза для нас роста терроризма из-за этого – явно надуманная), и если у него не получается добиться своей цели, как это получилось у поляков, то только потому, что он не хочет уступать требованиям разрыва с Россией (на что поляки пошли с большой охотой).

Во-вторых, это открытие для молодежи значительно больше возможностей для самореализации в Союзном государстве, чем это есть только в самой Белоруссии. Речь идет, в первую очередь, о возможностях самореализации в своей профессии и в предпринимательской деятельности.

В первом отношении Россия далеко не конкурентна с другими странами-соседями Белоруссии. К примеру, Германия не только дает качественное образование, но и предоставляет возможность устройства на работу в самой Германии иностранцам – выпускникам немецких вузов.

И есть еще такие страны, как Канада, Австралия или Сингапур, которые просто заманивают молодежь с полезными профессиями приезжать и работать в этих странах. К примеру, в Сингапуре есть специальная программа для молодых ученых по некоторым перспективным специальностям: приглашают приехать молодых людей учиться у них в аспирантуре – полностью за государственный счет, а после ее окончания правительство Сингапура гарантируетвыпускникам трудоустройства с окладом минимум в 100 тыс. дол. США!

В отношении свободной предпринимательской деятельности России также уступает всем своим соседям и, в первую очередь, странам Балтии и Казахстану. Начинать свой бизнес в России сейчас никому не рекомендуется. Напротив, сами российские предприниматели и бизнесмены массами закрывают свои предприятия и перебираются в другие страны. Пандемия пока приостановила этот процесс, но как только пик ее будет пройден, эти миграция возобновится с новой силой.

Таким образом, если люди среднего возраста, имеющие работу, в целом удовлетворены своим положением в Белоруссии, то молодежь хочет большего. И упрекнуть ее в этом нельзя. Но власти и Белоруссии, и России понимать этого не хотят, и ничего менять в этом отношении не собираются.

А в этом и есть главная причина всех этих волнений в Белоруссии, и Россия, как ее партнер по Союзному государству, должна принять на себя часть ответственности за это.

А насчет интеграции в рамках Союзного государства все эти самоуспокоительные заявления и декларации только прикрывают тот факт, что реального в этом отношении ничего не делается.

Да, нам любят представлять интеграцию в виде показателя роста взаимного оборота внешней торговли, но он ни о чем не говорит. Важна взаимозависимость наших двух экономик, а ее нет. Если завтра торговля с Белоруссией прекратится, то Россия этого не заменит.

Для Белоруссии положение будет, конечно, много сложнее, но если найдется партнер, желающий покупать ее продукцию - или готовый модернизировать ее предприятия под свои запросы (например, Китай), то Белоруссия немедленно забудет (экономически) о России.

А возьмем другой пример – пример экономических отношений Швейцарии с Европейским союзом. Там нет никакой объявленной «интеграции», но разрыв между ними отношений будет очень чувствительным для обеих сторон.

Теперь – о реализации в России концепции «свободных экономических зон» (СЭЗ). Успехи других стран в этой сфере вполне заметны и ощутимы, но при переносе этой идеи на «российскую почву» не были замечены некоторые важные вещи, которые и обрекают ее реализацию на неуспех.

Эти «вещи» целесообразно выразить в форме требований, которых (основных) всего три.

Первое – это свободный доступ к мирового рынку. Это - главное требование и оно не может быть сведено к каким-то отдельным льготам или бонусам.

Второе – это функционирование зоны на основе одной из мировых «резервных» валют. Никакая «вольно плавающая» местная валюта этому требованию не удовлетворяет.

И третье требование – режим самоуправления для каждой СЭЗ. Никакое «особое благоприятствование» со стороны местных властей для бизнесов СЭЗ этих прав самоуправления заменить не может.

Рассмотрим теперь опыт реализации этих требований на примере Китая. На первых взгляд, может показаться, что в Китае этим требованиям не уделялось особого внимания. Но это не так.

Начнем с того, что первой СЭЗ в Китае стал Гонконг, причем – без всяких усилий и приготовлений со стороны пекинских властей. В Гонконге все эти три требования были удовлетворены в самой полной мере.

Гонконг – сам по себе международный порт. Гонконгский доллар – фактически доллар США (но не ослабленный британский фунт стерлингов! – несмотря на подчиненность британской Короне), но без имеющихся в США валютных ограничений. И британская администрация Гонконга – фактически чисто полицейская структура, никак не вмешивающаяся в частные дела бизнеса.

По этой уже опробованной модели власти КНР и стали создавать свои СЭЗ. Первоначально все они были открыты морю и мировой торговле. И, наоборот, их отделили таможенной, фискальной и полицейской границей от остального Китая. Все эти СЭЗ первоначально также были ориентированы строго на экспорт и работали исключительно в режиме расчетов в иностранной валюте (в долларах США, а также в гонконгских долларах и в фунтах стерлингов).

И, наконец, несмотря на наличие режима администрирования по линии партийно-государственных структур (ПГС), во всех СЭЗ фактически действовали эффективные органы самоуправления. А «зонным» ПГС непосредственно из Пекина было строго указано не вмешиваться (не «администрировать») в деятельность этих органов самоуправления и саморегулирования.

Собственно, именно строгое соблюдение этих трех требований и обусловило бурное развитие всех этих СЭЗ на первоначальном этапе.

Далее, может показаться, что китайские власти стали постепенно отходить от соблюдения этих требований. На самом деле, этому «отходу» сопутствовало общее приближение всего остального Китая к требованиям, вначале установленных специально только для этих зон.

Например, юань сам стал превращаться в одну из основных мировых валют. Соответственно – в особых привилегиях для иностранных валют нужды было все меньше как в СЭЗ, так и в самом Китае.

Весь Китай стал стремительно открываться миру. Соответственно, и нужда в особых таможенных и фискальных режимах, в доступе к свободным портам стала снижаться и для СЭЗ.

Во всем Китае, наряду с сохранением строгого политического и полицейского контроля за обстановкой в стране, открывалось все больше свобод и возможностей для частной предпринимательской деятельности -и, соответственно, режимы «особых привилегий» для «зонных» бизнесов все больше теряли свою привлекательность и актуальность.

При этом не следует забывать, что вообще весь процесс модернизации Китая начался с провозглашения «особой свободной зоны» для крестьянства, охватившей фактически весь Китай (с некоторыми особенностями для Тибета и для Синьцзян-Уйгурского района).

Крестьянам было объявлено, что они свободны от всех прежних ограничений, могут производить что угодно и как угодно (включая и занятия в сфере промышленного производства, и деятельность в сфере услуг), могут продавать продукты своего труда кому угодно и как угодно (включая и экспортную деятельность) и они не обязаны при этом платить никакие налоги (кроме незначительных местных сборов, которые не требовали ведения какой-либо отчетности). Нет налогов – но и нет «социальных обязательств» государства перед сельским населением, которыми так гордятся наши власти!

Нуль контроля, нуль ограничений, нуль налогов – фактически режим СЭЗ для миллиарда сельского населения Китая (и никаких сельхоз-холдингов, земля – исключительно для самостоятельной хозяйственной деятельности крестьян).

И, дальше, по формуле, которая фактически концентрировала в себе основу всей той первоначальной экономической политики Китая: «Сельское хозяйство – основа, промышленность – движущая сила».

А ходе реализации этой политики само сельское население стало создавать массу мелких и средних промышленных предприятий. Сейчас в Китае уже известно несколько сельских селений, где все их жители – миллионеры (долларовые). У нас что-то из этой концепции пытался реализовал Павел Николаевич Грудинин и мы видим, чем это для него закончилось.

А дальше – «пять модернизаций», «экспортная модель развития» и нынешний период «упорядочивания».

Таким образом, если мы хотим видеть успехи в деятельности СЭЗ, то у нас нет иного средства, как только следовать этому примеру.

Что для этого нужно сделать?

Начнем с «географии». Всякая СЭЗ должна иметь открытый выход к внешнему морю – либо свой морской порт, либо свои «свободные причалы» в большом действующем порту. Всякая СЭЗ должна иметь свободу от таможенного и иного фискального контроля в отношении своей внешней торговли.

Соответственно, всякая СЭЗ должна быть отграничена от остальной российской территории. На самом деле – это не так страшно, как звучит. Сплошной пограничной полосы прокладывать вовсе не надо, поскольку жесткий контроль нужен только для грузов, а для передвижения людей таких строгостей вовсе не нужно.

Реально в большинстве случаев для отграничения СЭЗ достаточно железной дороги или огражденного шоссе. Для этих целей хорошо подходит и река, если ее нет, можно выкопать неглубокий обводной канал.

Дальше - организационные меры. Всякая СЭЗ должна быть выведена из ведения местных властей. Все ее административное руководство должен представлять Комиссар СЭЗ (назначенный Москвой), с небольшим аппаратом помощников, плюс полиция СЭЗ. Всеми вопросами реального управления жизнью СЭЗ должны заниматься органы самоуправления СЭЗ – в виде муниципального совета или особой префектуры

Кроме того, должен быть создан Совет представителей СЭЗ, непосредственно контактирующий с правительством РФ.

Теперь – меры финансового характера. Все СЭЗ должны работать только в мировых валютах. Рубль, пока он так волатилен, вообще в СЭЗ допускаться не должен. Рубль непригоден для инвестиций в мировой торговле, поэтому, если он будет допущен в конкретную СЭЗ, ее привлекательность сразу опустится до нуля.

Следует также предусмотреть, чтобы наполнение СЭЗ резидентами не происходило только за счет перевода в нее уже действующих производств. Ни росту экономики, ни развитию это ничего не дает.

Поэтому должно быть предусмотрено, что всякий резидент СЭЗ должен поместить в специальный Фонд СЭЗ минимальный капитал. Например – 200 тыс. дол. При этом он будет иметь право половину из этой суммы потратить на приобретение производственных средств, а остальную часть он должен держать в этом Фонде сроком не менее трех лет. Взамен он получает возможность брать в Фонде краткосрочные кредиты – также на производственные нужды.

Налогообложение в СЭЗ – отдельный вопрос. Желательно будет установить только общие принципы и нормы, а конкретные налоговые режимы лучше устанавливать для каждой отдельной СЭЗ.

Образцом для определения таких налоговых режимов могут стать СЭЗ Китая и стран ЮВА.

Есть, конечно, еще целый ряд вопросов организационного и финансово-экономического характера, определяющих создание и функционирование СЭЗ, но они относятся уже к «технике» и «технологии» работы этих зон, и их разработка зависит от времени и условий выполнения всех трех вышеперечисленных основных требований.

В самом кратком виде решение проблемы СЭЗ выглядит в виде определенного компромисса между государством – которое предоставляет резидентам этих зон определенный льготный («свободный») режим, и резидентами этих зон, которые, в обмен, обязуются осуществить определенные инвестиции.

Они, по крайней мере, вначале, должны быть достаточно высоки - чтобы не допустить простого перекачивания бизнес-оборотов в эти зоны, без реального роста инвестиций и объемов производства в стране.

На наш взгляд, для крупных зон должна быть установлена планка в 500 тыс. дол. и из них менее 200 тыс. дол. – как долгосрочные вложения в кредитный резерв Фонда СЭЗ. Для менее крупных зон этот предел может быть понижен.

В дальнейшем целесообразно идти не по пути увеличения числа таких зон, а в направлении постепенного снижения разрыва между льготными режимами СЭЗ и обычными нормами для частной хозяйственной деятельности.

При этом одним из вариантов такого снижения может быть предоставление льготного режима не для «зон», а для отраслей. При этом желательно выбирать такие отрасли, от которых в больше степени зависят основные массы населения.

Для сравнения: в Китае «отраслевые» льготы предоставляются населению, занятому в сельско-хозяйственном производстве, а у нас – ИТ-сектору. Отсюда – и разные результаты.

Таким образом, можно констатировать, что если строгое выполнение всех этих перечисленных требований в нынешних условиях РФ невозможно, то тему СЭЗ лучше вообще снять с повестки дня.

А в чудеса верить можно, но надеяться на них – нельзя!

А БИН – жив, здравствует и процветает!

А что касается Белоруссии – то мы ее точно потеряем! И «вечный» Лукашенко тут уже ничего не сможет сделать. Он свое дело сделал, он сохранил прежние рабочие места для старшего поколения. Но для следующих поколений этого мало!

Ну, давайте просто поставьте себя на место белорусской молодежи. Вот перед ними выбор: либо свободный выезд в Европу, а значит, и весь мир – перед тобой! Где можно заниматься, чем хочешь, и где заработки – в разы выше, чем в любой из наших стран!

И есть даже страны, где вам предлагают дома и квартиры за 1 евро – для молодых семей, которые могут приехать в эти городки и селения и растить там своих детей. Вот только в Италии уже с десяток таких адресов!

Или – остаться с Россией! А это значит: Европа и весь мир – за железным занавесом. Но зато можно без виз ездить по России – где тебе никто не рад, где работа – только низкооплачиваемая и бесперспективная, где твое образование и твоя квалификация никому не нужна, и где ты «попадаешь» на рубли, которые обесцениваются быстрее, чем ты их зарабатываешь.

А из европейских «преимуществ» - только неимоверно высокие налоги на все законные доходы!

И что они выберут? А что выбрали бы вы на их месте?