12 декабря 2020 года в возрасте 85 лет умер великий советский актёр театра и кино - Валентин Гафт. В этой статье я предлагаю вспомнить его лучшие роли.
Чародеи
В фильме Бромберга Гафт играет Сатанеева Апполона Митрофановича. Сама кинокартина - это Новогодняя сказка о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели.
В фильме все актёры играют на высшем уровне, но Валентин Гафт в роли заместителя начальника НУИНУ Апполона Митрофановича Сатанеева, мечтающий о несравненной Алёне и готовый на всё, чтобы получить её благосклонность, вообще бесподобен.
О Бедном Гусаре замолвите слово
В фильме Гафт играет роль полковника Покровского.
Действие картины происходит примерно через 20 лет после Отечественной войны 1812 года. Небольшой городок взбудоражен вступлением гусарского полка. В это время в город прибывает из Санкт-Петербурга чиновник граф Мерзляев, имеющий поручение проверить нескольких гусар этого полка на благонадёжность. В местной тюрьме сидит попавший туда за скандальный поступок провинциальный актёр Бубенцов, дочь которого — Настю — любит подозреваемый в неблагонадёжности корнет Плетнёв. Мерзляев привлекает Бубенцова для своей операции, заставив его разыгрывать роль опасного бунтовщика, которого под конвоем должен перевезти Плетнёв. Бубенцов настолько входит в образ, что Плетнёв из сострадания отпускает его на свободу, после чего на Бубенцова начинается уже настоящая охота. Покровский — полковник, настоящий отец полка и солдатов, герой многих войн и честный человек. Гафт блестяще исполнил его роль.
Забытая мелодия для флейты
В фильме Гафт играет роль Одинокова. Сюжет фильма о том, что в прошлом - студент консерватории и хороший флейтист, а в настоящем - муж дочери «большого человека», и сам начальник одного из подразделений Главного управления Леонид Семенович Филимонов, однажды почувствовал физическое недомогание: прихватило сердце. И это в неполные сорок лет от роду! Сей неприятный случай послужил поводом для знакомства бывшего флейтиста с молоденькой медсестрой из ведомственной поликлиники Лидой и закрутился бурный роман.
Любовь или карьера? Вечная дилемма человека, который ничего в жизни не достиг самостоятельно. Расплата за минутную слабость настигает Филимонова оперативно. Елену не назовешь красавицей, она жесткий, но не бесчувственный человек. Поведение муженька не стало для нее откровением, скорее ее возмутило, на кого он ее променял. Любовный треугольник предстает во всей красе. Сытый по горло женой, Леонид переселяется к Лиде, молодые люди начинают строить рай в шалаше. Но как же суровы последствия порыва сердца! И впрямь можно схватиться за голову: сегодня у тебя машина, власть, положение в обществе, а назавтра всеобщие пересуды, насмешки, порой откровенные издевки. Поведение коллег Филимонова в этой ситуации весьма показательно. Рязанов привлек для этой цели маститых Валентина Гафта, Александра Ширвиндта и Ольгу Волкову. Сыгранные ими, солидные на первый взгляд люди, демонстрируют низменные качества. Будто не наигравшиеся бойскауты они подсматривают, подслушивают, шепчутся. Неужели всем настолько интересна частная жизнь? Дело конечно, не в Филимонове, а в его карьерных перспективах. «У нас все можно, только шепотом». Вот ответ. Каждый блюдет честь мундира, каждый понимает всю фиктивность «Главного управления», а следовательно боится потерять теплое местечко.
Небеса Обетованные
В фильме Небеса Обетованные Валентин Гафт сыграл роль "президента" . Сам фильм повествует о бездомных людях, живущих на городской свалке, об их судьбах, радостях и горестях. Они борются за место под солнцем с городскими властями, отстаивая свое право жить на земле не страшась даже танков, посланных чиновниками.
На мой взгляд, Одна из самых замечательных работ, которая смогла совместить в себе и грусть, и тоску, и сострадание, и смех, и умиление. Насколько печально и неприятно в первые минуты наблюдать за положением бедных и нищих, которые живут на гроши, собранные на грязном тротуаре, которые живут в грязи и голоде… Но потом приходит понимание того, что эти люди в какой то мере счастливы. Они радуются тому, что у них есть, они радуются тому, что живут. Они есть друг у друга, всегда постоят друг за друга горой и никогда не предадут. Они добры, отзывчивы и бескорыстно. При просмотре этой картины хочется закрыть глаза на всю неприятность происходящего в реальном мире того времени, так называемой «перестройки» и «милосердия», которое существует только, как говорится, для галочки. Хочется верить в инопланетян, верить в умение летать, верить в чудо. И глядя в бескорыстные, полные надежды глаза героев, ты сам начинаешь верить, даже в тот момент, когда казалось бы всё уже потеряно, но даже тогда они не потеряли надежды… И ты сам начинаешь надеяться, а вдруг что-нибудь изменится наконец в этой угнетающей, полной несправедливой жизни в нашем обществе… Этот фильм дает понять, что всегда нужно бороться, даже когда кажется, что надежды уже нет. Он помогает верить в чудо.
Гараж
В этом фильме Гафт сыграл Сидорина, председателя правления гражданского кооператива. Сюжет основан на том, что этому самому кооперативу предстоит выбрать четырех «крайних», которые должны сами отказаться от будущего собственного гаража. Но выбора, в общем-то, и нет — правление кооператива уже составило список сокращаемых, который собранию надо лишь утвердить.
Фильм Рязанова о нас. О нашей жизни, в которой все подчиняются законам материальной обустроенности; об уважении к заслугам старшего поколения; о том, что в тех ситуациях, когда речь заходит о выборе — отдать достойному или забрать себе — еще не факт, что большинство людей выберут последнее.
Уникальность картины в ее актуальности во все времена. Основная масса населения страны постоянно борется за место под солнцем в виде гаража (либо чего-то другого).
Режиссером представлены практически все типажи человеческих характеров. Наша страна, в которой очень много несоответствий: собрания коллективов в музеях.
Решение финансовых вопросов, которое наш человек не откладывает даже в день свадьбы, ведь личная жизнь — ничто перед общественной, и нас не останавливают даже дети, внуки…
Есть детали, характеризующие именно 70-80-е годы:
Музей с «законсервированными» экспонатами — аллегория страны, в которой не было развития вперед, и это касалось не только экономики;
Ученые (да и остальные люди) занимались заведомым бредом, не задумываясь о конечном результате, т. к. не было заинтересованности (например, разведение в Сибири мартышек, чтобы они прыгали за шишками).