Найти тему
Харитон Гафт

Казанская надвратная церковь Троицкого монастыря

Как купить тур он-лайн дешевле

В городе Муром при Троицком монастыре действует Казанская надвратная церковь. В середине 17 столетия с южной стороны от Троицкого храма находились бобыльские дворы, вскоре переехавшие на посад при поддержке Богдана Цветного. В 1648 году на месте бывшего месторасположения была возведена из камня Казанская надвратная церковь. Со стороны юга от храма, а именно над оконными проемами, имеются записи, повествующие о дате возведения церкви и ее строителе. Храм был выстроен спустя пять лет после возведения Троицкой церкви и представляет собой великолепное здание, относящееся к ансамблю Троицкого монастыря.

Здание Казанской церкви имеет небольшие размеры и в плане намного меньше по сравнению с Троицкой. Общий размер, включая алтарную часть, равен 2,5 сажени. Стоит отметить, что храм несколько приподнят над «воротами», которые играют роль главного входа. Казанской церкви присуще необыкновенное решение шатровой композиции. Есть предположения, что Богдан Цветной принял решение о постройке такого храма, которого еще не было во всем городе Муром и даже в Москве. В свое время Богдан Цветной был самым богатым человеком среди всей гостиной сотни.

Главный зодчий, который был приглашен богатым купцом для цели возведения Казанской церкви, имел изысканный вкус, а также такт в отношении главного здания монастыря – Троицкого храма. В своем деле мастер показал глубочайшее понимание народного русского зодчества, применив к храму даже висячие колонки, особенно характерные для традиционной владимиро-суздальской архитектуры. Еще одним приемом в процессе возведения храма стало применение деталей шатровых храмов 16 века.

Надвратная церковь несколько смещена в сторону с запада на восток, что положило начало созданию сложной композиции, в дальнейшем продолженной при строительстве церковной колокольни.

Что касается декоративного убранства, то Казанская надвратная церковь даже превосходит в этом вопросе Троицкую церковь. Пропорции храма очень изящны, по причине чего создается впечатление, что все здание церкви вытесано из единого куска монолита.

Храму присуща кубическая форма, при этом он установлен на высоком, выполненном из камня основании Святых ворот. Сами ворота состоят из 2-х арок: меньшей и большей, что представляет собой изящную скульптурную композицию, выполненную из подвешенных полуколонок.

Арочные основания несколько опираются на высокие прямоугольные столбы, оснащенные выполненными из белого камня деталями и нишами. Со стороны юга фасад четверика разделяется при помощи спаренных колонок на две одинаковые части, которые в полной мере отражают внутреннюю планировку. Оконные проемы представлены щелевидными и очень узкими, растесанными в 18 столетии и обрамленными из лекального кирпича. Сам кирпич опирается на консоли и соединенные друг с другом полуциркульные арочки. Над всеми оконными проемами находятся шесть шлемовидных декоративных вставок и клейм. На самых центральных клеймах вырезаны имя зодчего и дата строительства.

Карниз церкви – особенно широкий, но плоский; в него вставлен непрерывный ряд изразцов, который продолжается по периметру всего здания. Завершение четверика выполнено при помощи кокошников с позакомарными покрытиями. Соединение угловых кокошников друг с другом сделано декоративными вставками, которые указывают на вкусовые особенности мастера.

Одной из самых интересных частей Казанской церкви стала паперть, находящаяся на западной стороне и расположенная прямо над палатками из камня, необходимых для хозяйственного назначения. Декор примыкающей к четверику части точно повторяет черты основного объема, а вот стены оформлены совершенно по-другому. Считается, что данная часть была оформлена открытой галереей с изящно выполненными оконными проемами с двухлопастными прочными заполнениями.

Одной из наиболее отличительных и характерных черт Казанской надвратной церкви стало наличие на стеновых поверхностях «голосняков», представляющих собой резонаторы кувшинообразной формы, которые утоплены в стенах и в значительной мере улучшают акустику.

На сегодняшний день Казанская надвратная церковь является подлинным памятником архитектуры Мурома.