Гафта больше нет с нами. И вроде ясно было, что к тому идёт, но всё равно - как больно это осознавать. Уходят корифеи эпохи. С. Юрский, А. Джигарханян. Теперь вот Валентин Гафт.
Валентин Гафт очень долго запрягал, как это часто бывает в русской среде... Его талант словно дорогое вино выдерживался долго, фактически до сорока лет. Почему он, красивый как Аполлон, с фигурой атлета, высокорослый брюнет был так мало востребован и в кино и в театре долгие годы своей молодости?
Идея стать актёром пришла ему голову только когда он оканчивал школу. Главным критерием было то, что туда не надо было сдавать физику и математику. Он сходил на мастер-класс к своему соседу Евгению Моргунову, но тот в присущей ему циничной манере отбрил его. Тогда он добрался до знаменитого Ираклия Андронникова, но и от него получил нелицеприятные отзывы о своём таланте. Развёрнутые и интеллигентные. И всё же он решился поступать в "Щуку" и провалился на втором туре. Пошёл в школу-студию МХАТ, и в итоге поступил. Во время туров он прямо на улице поймал Сергея Столярова, и тот дал ему последние наставления и благословения. А еще за Гафта бились уже студенты первокурсники студии - Михаил Козаков и Игорь Кваша. Они как-то сразу увидели в огромном застенчивом юноше ровню себе и упрашивали приёмную комиссию поставить абитуриенту оценки повыше.
Но в отличии от многих своих звёздных однокашников, по окончании школы-студии МХАТ карьера у Валентина Гафта двигалась очень тяжко.
Редкие роли в кино, в основном второго плана, фактически эпизоды, сопровождали Гафта до начала 70-х годов. Не лучше обстояли дела и с театральной деятельностью. Театр Моссовета, Театр Сатиры, московский драматический театр, Театр на Мал. Бронной, были его не очень знаменитой ареной деятельности в 50-е и 60-е годы. Гафт набирал вес как актёр. Впрочем встреча с А. Эфросом во многом перевернула его сознание. Анатолий Эфрос был первый, кто стал определять Гафта как звезду сцены. Но тут он переходит в "Современник", в котором прослужил в итоге пол-века.
В чём преуспел Валентин Иосифович в 50- и 60-е годы, так это в роли красавца-жениха. Его окружали потрясающие женщины. Первой женой была знаменитая манекенщица, соратница Регины Збарской, Елена Изергина. Потом была балерина Инна Елисеева. А тут еще совсем недавно, знаменитая в прошлом певица и первая телеведущая "Голубого огонька", Эльмира Уразбаева показала свое свидетельство о браке с Гафтом, и вообще удивлялась, почему он так надежно скрывал их брак и их отношения все эти годы. Другие тайные его романы и связи обросли легендами.
Возможно мог бы принести славу актёру фильм Г. Александрова "Русский сувенир" 1960 года. В. Гафт там играет певца-шансонье из Франции. В "Убийстве на улице Данте" он уже сыграл француза с парой реплик. А тут
такой богатый образ, фактически прототип Ива Монтана! Его страстная любовь с героине Э. Быстрицкой, итальянской графине, на экране выглядела ярко. Но фильм наша критика закатала в асфальт, признав большой неудачей мэтра. Так Гафт и играл всяких солдат и спортсменов, негодяев до середины 70-х годов.
Кадры с В. Гафтом из фильм "Русский сувенир". 1960 г. Для просмотра переходите на сам ютуб.
Что-то интересное проклюнулось в игре актёра в кинофильме "Новенькая". Тренер-циник, на экране шикарен. Но как-то фильм залистнулся. Потом был очередной француз на пару реплик в "Интервенции". Но вот наступили 70-е годы. Дверка таланта Гафта приоткрылась уже сильнее. Виктор Азанчеев в "Разрешите взлёт", Эд Стюарт в "Ночь на 14-ой параллели" - отлично сыгранные роли, но и это залистнулось как-то быстро.
Роли спортсмена в "Жребии", гнусный белогвардеец в "Цементе", маленькая, но яркая роль Геверница, советника А. Далеса у Т. Лиозновой, предстали перед нами в начале 70-х годов. Это уже не залистнулось и отпечаталось у зрителей. Валентин Гафт, что называется, добивал зрителя, приручал его к себе и к своему стилю актёрской игры. В эти годы уже появилась у Гафта морщинка мудрого змия у глаз, и соткался навсегда образ актёра-философа.
Первые главные роли в кино пришли к В. Гафту в середине 70-х годов. Анатолий Эфрос снял "Таню" с Гафтом. Роль Троянкина в "Ольге Сергеевне" и "Дневной поезд" с Маргаритой Тереховой - эти роли подняли В. Гафта как киноактёра на большую высоту. А тут еще следом в том же 1975 году Валентин Гафт громко выстрелил такими ролями как Брассет из "Здравствуйте, я ваша тётя" и лейтенант Крамин из "На всю оставшуюся жизнь".
Дальше уже было время его славы. И как говорил классик: "...сюда по новым им волнам, все флаги в гости будут к нам...", к нему потянулись и режиссёры и зрители. Валентин Гафт стал популярнейшим актёром театра и кино. Стала расти его поэтическая слава. И из застенчивого, фактурного актёра-спортсмена, Гафт стал универсальным, звёздным актёром, способным сыграть и трагедию и комедию, стал одним из корифеев нашей культуры в целом.
Всё что было с ним после 1975 года лежит перед нами как на ладони. И оно освещено и просвечено многими исследователями сотни раз.
Тут подошла главная любовь актёра. Встреча с красавицей Ольгой Остроумовой пришлась как нельзя кстати. Выстроилась его личная жизнь, наладилась работа в театре. В кино отбоя не было от ролей фактически до самой его смерти.
***
Когда уходят такие глыбы, такие матёрые человечища как Гафт, остаётся чувство пустоты. Ибо никто на замену им не придёт...
Философский юмор В. Гафта безбрежен. Когда-то в 70-е годы он начал писать эпиграммы, в итоге переругался с большим количеством своих коллег. Началось с того, что Игорь Кваша сказал ему - ГАФТ - это не фамилия это аббревиатура. В ответ получил эпиграмму. Дальше этот поток иронии уже было не остановить. Вскоре он стал бурной рекой.
Но были у Гафта обычные стихи. Хотелось бы закончить этот репортаж поздними стихами Валентина Гафта:
***
Живых все меньше в телефонной книжке,
Звенит в ушах смертельная коса,
Стучат все чаще гробовые крышки,
Чужие отвечают голоса.
Но цифр этих я стирать не буду
И рамкой никогда не обведу.
Я всех найду, я всем звонить им буду,
Где б ни были они, в раю или в аду.
Пока трепались и беспечно жили —
Кончались денно-нощные витки.
Теперь о том, что недоговорили,
Звучат, как многоточия, гудки.
Мосты
Я строю мысленно мосты,
Их измерения просты,
Я строю их из пустоты,
Чтобы идти туда, где Ты.
Мостами землю перекрыв,
Я так Тебя и не нашел,
Открыл глаза, а там... обрыв,
Мой путь закончен, я — пришел.