Великий российский актер.
Кто сейчас вспоминает, что это еврейский мальчик, сын юриста, выросший в московской коммуналке на улице Матросской Тишины. Здания вокруг дома были хорошо исследованы мальчишками: тюрьма, психиатрическая лечебница и общежитие студентов МГУ. Дополнял пейзаж рынок и пустырь, на котором мальчишки играли в футбол.
Музыкантом, как полагается еврейскому мальчику, стать ему не довелось. Мама мечтала о пианино с подсвечниками, а такого найти не получилось. Другие инструменты не устраивали маму.
Его поступление в театральный институт родителей не впечатлило. Папа был разочарован и не верил в будущее сына. «Ну какой же ты артист? Вот Миша Козаков, – у него и бабочка есть, и костюм. А ты что?» - с такими аргументами не поспоришь.
Острый язык, ирония – многие считают, что это «еврейские черты». Гафт не отрицал, что это могло быть унаследовано от родителей.
Его эпиграммы не злые, нет. Они точные, меткие. При этом – доброжелательные, весёлые.
Александр Филипенко уверял, что Гафт – это «Гениальный Автор Феноменальных Текстов».
Про Гафта говорят – ни на кого не похож.
Эта его непохожесть на простого советского человека долго мешала ему пробиться на большой экран. Широкую известность и славу артистам в Советском Союзе приносило только кино. Театральных артистов знали лишь в столицах.
Гафт стал всенародно любим после фильмов Э.Рязанова. Одна из лучших ролей – гусар-полковник Покровский из фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Э.Рязанов всегда говорил, что картина во многом состоялась благодаря Гафту. «Это, действительно, была моя роль», - так считал и сам актер.
Его роли запоминаются.
Его фразы уходят в народ.
Валентин Гафт не только артист.
Поэт.
Книгу его стихов «Ступени» иллюстрировал М.Шемякин. “Это очень интересная автобиографическая книга в стихах. Она разделена на 10 глав: “Мое детство”, “Мой зоопарк”, “Мой театр”, “Мой город”, “Моя философия”…. Я с превеликим удовольствием взялся иллюстрировать эту книгу. Гафт доволен работой, а для меня это самое главное».
По словам художника, работа была очень сложная. Книга издана на самом высоком уровне, считает М. Шемякин.
Актёр театра «Современник», Гафт считал, что современник - это талантливая личность, понимающая, в каком времени она находится. Для него современником был, например, А.С.Пушкин. «Евгения Онегина» Гафт считает образцом своего века и ярким доказательством того, что люди не меняются и по сей день. А значит – они всегда современные.
Григорий Горин сказал когда-то: «Гафт не фамилия, а диагноз».
Нет больше диагноза.
Но значит ли это, что мы исцелились?
Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк! Вам нетрудно, мне приятно.
И поделитесь, пожалуйста, с друзьями через любую сеть!
До новых встреч!
Ваша Елена Горовая