Найти тему
Великое Внеземелье

С.И.ПАВЛОВ: К вопросу об исторической роли мировой фантастики. Часть первая

Оглавление

Продолжаю писать о публицистике последних лет известного фантаста Сергея Ивановича Павлова. Сегодня - доклад «К вопросу об исторической роли мировой фантастики» на московской конференции писателей-фантастов 15 октября 2009 года. Кто из московских писателей-фантастов слышал? Помнит? А из не московских? Ну, вот.

Сергей Иванович Павлов, 1984
Сергей Иванович Павлов, 1984

Слово Сергею Ивановичу [1].

Вместо вступления

Есть такой анекдот. Отец обращается к сыну: «Скажи мне, сынок, почему у тебя в дневнике по всем предметам, кроме истории, стоят плохие оценки?!» - «А по истории, пап, меня ещё не спрашивали». 
Ученик имеет полную гарантию, что «по истории» его всё-таки спросят. А у нас, дорогие мои коллеги, такой гарантии нет. Так не пора ли нам как сообществу фантастов проявить инициативу и самим «спросить по истории» самих себя? А после полученных ответов заодно и подумать: не связаны ли, в общем-то невысокие оценки качества современной нашей фантастики с тем фактом, что мы, как правило, пренебрегаем необходимостью осмысливать нешуточные вызовы, которые всё чаще и чаще предлагает нам неумолимая Клио – бессмертная муза истории. 

Обещание

Нет, сегодня я не собираюсь проводить вивисекцию нашего многострадального литературно-фантастического жанра. Хотя он всё ещё выглядит пасмурно, как погода и всё остальное на Русской платформе. Свою печаль по поводу «конвейерного заболевания» нашего жанра я уже имел случаи высказать в предыдущих своих выступлениях на форумах и в публицистике. Как и ожидалось, реакция на это пока не слишком заметна – Васька слушает, да ест. И чем безотказнее действует хорошо смазанный фантконвейер – тем выше громоздятся фантмакулатурные холмы.
Но что радует? Во-первых: на фоне фантмакулатурного пейзажа время от времени уже появляются фантастические сооружения довольно приличной архитектуры. И, во-вторых: постепенно выходят из состояния ступора профессиональные критики и литературоведы. Вот и перо им в руки: теперь у них появилась возможность спокойно, вдумчиво анализировать общее состояние жанра и оценивать отдельные фантпроизведения – это всё-таки их работа. Они прекрасно умеют делать её, когда проявляют мудрую непредвзятость. 

Другая задача

А для сегодняшнего разговора я выбрал другую задачу – логико-литературоведческую с историческим уклоном. Сдаётся мне, сейчас важнее говорить о тенденциях фантастического жанра. Чего хотим? Откуда вышли? Куда и зачем идём?.. Поймите меня правильно как своего коллегу. Вы и я – все мы здесь одной творческой крови. В конце концов, я не призываю вас прямо сейчас математически чётко очертить область существования фантастической функции и область определения разновидностей нашего жанра. Дай-то бог определиться хотя бы по вектору читательских ожиданий. И общественных настроений, конечно. Похоже, у нашего традиционного, то есть основного читателя, уже лопнуло терпение. Изрядно поднадоели ему глуповатые мистические сюжеты, толпы вампиров, стаи жутких существ, мечи, пещеры, оживающие зловредные мумии… и прочие ужастики и стрелялки, – убогая радость малявок, которые еще сохранили в себе экстрим впечатлений детсадовского возраста. К традиционно основным читателям нашим я причисляю, понятно, не этих малявок с ещё не устоявшимся литературным вкусом, а здравомысленно взрослеющих молодых людей, которые уже проявляют избирательность в чтении. Им фантастика нужна не как одно из лекарств от скуки, а как нестандартный, всегда интересный и всегда новенький инструмент познания мира. Такому читателю априори нужны свежие идеи, и чем они актуальнее – тем лучше. Особенно если такой читатель уже начинает ощущать себя участником фрактального совершенствования жизни в условиях техногенной цивилизации, созданной на планете Земля гением многих поколений европеоидов. 

Слова или идеи?

Да, все мы знаем: изобретать и оттачивать новые фантидеи – волнующее, но и достаточно трудоёмкое дело. Очевидно, поэтому «МНОГИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ФАНТАСТЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ МНОЖИТЬ СЛОВА, НО НЕ ИДЕИ». Не моё это выражение – Ивана Антоновича Ефремова. Выражение, конечно, обидное для возделывателей фантастической нивы, но известная доля правды в нём есть. Кстати, Иван Антонович был научным фантастом, и очень не любил сочинённую авторами фэнтези ироническую фразу про НФ «Кому интересно читать, как работает трактор?!» И ещё кстати: семьдесят пять процентов новых идей (и у нас, и за рубежом) продуцируют авторы произведений именно научной фантастики. Двадцать пять процентов новодельных идей я готов признать за авторами произведений иных разновидностей литературно-фантастического жанра (поражаюсь собственной щедрости!) Но пусть будет даже так, ибо авторы фэнтези куда чаще, чем авторы НФ выдают потрясающие по живописи и остроумию перлы. Я говорю это без всякой иронии. А уж когда авторы фэнтези сочетают в своей литературной работе фантазию со злободневными идеями социального свойства – жди шедевра. Тут один Михаил Булгаков чего стОит!.. 

Когда есть, что сказать

В общем, конкретика подсказывает: все разновидности фантастического жанра – от литературной сказки и фэнтези до научной фантастики – достойны внимания и уважительного к себе отношения. Если, конечно, текст сочинён талантливым автором с высоким уровнем внутренней культуры. Талантливым писателям-фантастам любого направления всегда есть, что сказать своим читателям. И всегда найдутся читатели, которые со временем будут способны материализовать их идеи в реальной жизни. Для экономии времени, приведу только два из примеров, ставших уже хрестоматийными.
Первый: Сергей Королёв и Вернер Браун не раз признавались, что заняться практической космонавтикой их побудило чтение научной фантастики.
Второй: некоторые физики-теоретики высоко ценят изобретённые авторами фэнтези парадоксы, чаще всего ссылаясь при этом на получившую мировую известность литературную сказку «Алиса в стране Чудес».
Такого рода примеры можно множить и множить. Значит, писатели-фантасты обладают уникальным человеческим свойством: на протяжении всей письменной истории планеты Земля ОНИ НЕ ДАЮТ ИССЯКНУТЬ ЗАПАСУ НОВЫХ ИДЕЙ...
  • Продолжение следует...

Примечания

[1] Следуя уже сложившейся традиции, для обеспечения «читабельности» этого весьма большого и, откровенно говоря, нелёгкого в прочтении материала я позволил себе весьма условно разбить его на части, части - на главки, а также придумать главкам названия... Авторская лексика сохранена.

Анонсы

Заинтересовала тема? Подход к ней Сергея Павлова? Следите за публикациями и... продолжение непременно последует! Очень скоро! С.И.ПАВЛОВ: К вопросу об исторической роли мировой фантастики. Часть вторая.

Если вдруг пропустили

Дочитали? Большое вам спасибо! Буду рад "лайку" и комментарию. А о том, чтобы вы подписались на мой канал "Великое Внеземелье" - просто мечтаю! Возможно, вы подключитесь к групповому чату канала? Или присоединитесь к нашей группе на ФБ? Синхронной безекции! Ваш ISNik

А в начале было Слово

Про очень неплохие комиксы!