Гранд-Опера или Опера Гарнье (Grand Opera, Opera Garnier, архитектор Ш. Гарнье, 1875)
По легенде, когда молодой архитектор Шарль Гарнье представил императорской чете проект Оперы, от императрицы Евгении он услышал: "Что за гадкий утенок? Ни греческого стиля, ни римского". Гарнье тут же парировал: "Совершенно верно. Это-стиль Наполеона III".
Строительство театра, создавшего новый архитектурный стиль, началось в 1862 г. Говорят, что для его возведения потребовалось 33 км (!) чертежей. На этапе закладки фасада обнаружилось серьезное препятствие-подземные воды, постоянно скапливающиеся под фундаментом. Пришлось укреплять почву и сооружать огромный бетонный резервуар для воды. Сцена театра находится прямо над ним. Факт существования подземного озера взял за основу романа "Призрак оперы" писатель Г. Леру. Памятуя о нескольких покушениях (неудачном на Наполеона I и удачном на герцога Беррийского), совершенных именно при посещении Оперы, которая стояла на месте сквера Лувра, Наполеон III пожелал, чтобы для него был сделан отдельный вход. Гарнье спроектировал императорский подъезд так, что карета въезжала по пандусу в отдельное фойе, откуда по изолированной анфиладе монарх мог проникнуть в ложу. Воспользоваться подъездом Наполеону не удалось. Строительство Оперы прервалось с началом Франко-прусской войны (1870-1871), в результате которой Вторая империя потерпела крах.
Во время Парижской коммуны в построенных залах революционеры организовали продовольственные склады. После падения Коммуны подвальные помещения Оперы использовались для тайных казней коммунаров. К концу 1871 г. строительство возобновилось, а в 1875 г. президент Третьей республики М.-Магон торжественно провозгласил открытие Оперы.
Фасад самого большого в мире (11 тыс. кв.м.) оперного театра богато украшен. К аркаде первого этажа ведет лестница. У мощных пилястр установлены фигуры, олицетворяющие четыре вида искусства,-Музыка, Лирическая поэзия, Лирическая драма и Танец. Скульптурная группа "Танец" работы Ж.-Б. Карпо (второй пилястр западного крыла) заменен копией (ск. П. Бельмондо), подлинник шедевра хранится в музее Орсе. Общие арочные окна первого и второго этажа обрамляют парные колонны коринфского ордена, поддерживающие роскошно декорированный аттик. Над ним уплощенный медный купол, за форму которого Опера Гарнье прозвали тортом.
Внутренне убранство-апофеоз стиля "Наполеон III". Парадная лестница (30 м) отделана камнем цветных пород: мрамором, яшмой, ониксом, орлецом, серпентинитом. Она ведет в большое фойе (высота 18 м, длина 54 м, ширина 13 м), украшенное мозаикой и скульптурой. Фрески на сводах мозаичного фойе выполнены И. Пилзом. Плафон зрительного зала расписал в 1964 г. М. Шагал. Пожалуй, это единственный элемент, диссонирующий даже со стилем эклектики, в котором исполнены интерьеры. В центре плафона-великолепная 9-тонная люстра.
Прогуляться по Вандомской площади в Париже, читайте здесь...
Гранд-палас в Париже посмотреть, а затем прогуляться по Елисейским полям, читайте здесь...
Если будете в Лондоне, посетите Королевский Альберт-Холл, читайте здесь...
Театр Марцелла, а это в Риме, читайте здесь... И, конечно, Колизей...