Найти тему
Ежедневное кино

"Гипноз" Тодоровского: "Матрица" без фетишизма и спецэффектов

"Гипноз" проще всего сравнить с "Кабинетом доктора Калигари" - властный авторитарный доктор в центре истории про иллюзорность реальности, безумие, невозможность выбраться из хорошо сконструированной ловушки.

Второе, не столь очевидное сравнение — с "Матрицей" братьев (тогда еще - братьев) Вачовски, ведь если убрать из знаменитой трилогии, готовящейся стать квадрологией, кожаные плащи, кун-фу-балет и замедленные съемки, то получится долгий диалог про свободу выбора, предопределение, а в конечном итоге — про природу человека и её несовершенство.

Собственно, о чем-то таком "Гипноз" и рассказывает: подросток Миша страдает лунатизмом — встает ночью и бродит, иногда выходя при этом из дома. Родители перепробовали всё и наконец отводят его к психотерапевту Волкову, который в России — совершенно точно лучший гипнотизёр, ну и, возможно, один из пяти лучших в Европе. На конфликте Волкова, уверенного в том, что Творцу этого мира требуется редактор и Мишей, который за правду и гуманизм, а, точнее — за девушку Полину и собственную убежденность в своей силе воли и строится история.

Подросток Миша. Кадр из фильма "Гипноз", 2020 г.
Подросток Миша. Кадр из фильма "Гипноз", 2020 г.

Надо ли смотреть этот фильм именно вам? Ну, надо сказать, что это авторское кино. У Тодоровского есть несколько вполне удачных коммерческих работ, сериалы как правило — «Каменская», «Гибель империи», «Стиляги», а есть авторские фильмы, в которых он высказывается как художник, самые известные из таких фильмов, наверное, «Географ глобус пропил» и «Страна глухих».

Так что, если вы знакомы с Валерием Тодоровским по его телевизионным работам, то вам надо приготовиться к тому, что вы увидите в «Гипнозе» совершенно другое кино: довольно неторопливое в том числе и потому, что автор тщательно выстраивает картинку и дает вам возможность эту картинку рассмотреть, прочувствовать и попытаться понять — эта картинка, она про что вам рассказывает, почему она такая, что в ней происходит с героями?

Доктор Волков и его пациент. Кадр из фильма "Гипноз", 2020 г.
Доктор Волков и его пациент. Кадр из фильма "Гипноз", 2020 г.

Если же вам к личному стилю Тодоровского не привыкать, то — добро пожаловать в историю о могуществе и ответственности.

Собственно, разбирать то, как Тодоровский лепит образы своих героев можно прямо сцена за сценой — «Гипноз» прямо таки образцово-показательная лента, демонстрирующая как скупыми средствами лепятся характеры: через фактуру актеров (кстати, хотелось бы отметить Максима Суханова, ну да только из вежливости — его имя давно уже само по себе бренд и что ему до наших отметок?), через построение кадра, через свет и движение.

Сейчас самое время мне бы начать размазывать свои размышления о том, как основные философские идеи гуманизма и рационализма отразились в фильме. Ну скукота же будет. К тому же я не хочу лишать вас удовольствия узнавания: хотя прямых отсылок в фильме вы не найдете, хорошо бы для более глубокого понимания происходящего в этой истории иметь представление не только о «Кабинете доктора Калигари» и «Матрице», но и о том, почему Декарт сказал «мыслю, следовательно существую», каким образом из его представлении о милосердии Божием следует познаваемость этого мира, о борьбе бихевиоризма с идеей свободы воли и о прочих вещах.

Доктор "редактирует" ошибки Творца. Кадр из фильма "Гипноз", 2020 г.
Доктор "редактирует" ошибки Творца. Кадр из фильма "Гипноз", 2020 г.

Тодоровский, возможно, сам не понимая того затронул несколько базовых вопросов европейской цивилизации, в попытках решить которые европейские мыслители, собственно, эту цивилизацию и создали. Впрочем, почему мы должны отказывать Тодоровскому в эрудированности и глубине? Он является автором нескольких вполне серьезных работ. Кажется, мы можем смело сказать, что «Гипноз» - одна из самых удачных лент такого рода. Впрочем, сомнительно, что широкая публика этот фильм заметит — у нас не умеют рекламировать такие фильмы, а кинокритика нынче представлена «Красным циником» и Евгеном Баженовым, которые — прекрасные ребята, но совершенно о другом. Так что — не пропустите, это обязательно надо посмотреть, не факт, что в кинотеатре, но главное — не проморгать, пока вам в глаза бьют рекламные плакаты всяких Ках.