Найти в Дзене

Иудаика: СДЕЛАНО В МУРАНО

Юлия Лисенкова

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

В конце 2018 года фондом «ГРАНИ» был осуществлен масштабный проект - издание альбома «Муранское стекло. Иудаика. Италия. Частная коллекция»*, представляющего около трехсот предметов еврейского обрядового стекла, выполненных венецианскими мастерами-стеклодувами на рубеже XIX-XX веков. Уникальность данной коллекции, формировавшейся в течение длительного времени, заключается в том, что все представленные в данном издании предметы, предназначенные для синагогального действа и домашних обрядов, выполнены из стекла - материала, не пользовавшегося в иудаике в отличие от металла (меди, латуни, бронзы и серебра) широким спросом. Ввиду хрупкости материала и уничтожения еврейских ритуальных предметов во время Второй мировой войны подобные вещи немногочисленны и встречаются в собраниях крайне редко. Данное издание представляет собой первую публикацию подобных предметов в таком объеме, сопровождается описанием и качественными иллюстрациями.

* «Муранское стекло. Иудаика. Италия. Частная коллекция»
Руководитель проекта – директор Фонда ГРАНИ Натэлла Войскунская.
Юлия Лисенкова – автор-составитель, кандидат искусствоведения.
Консультанты: Арье Зильберштейн, руководитель Московского сойфер-центра; Анна Добахова, искусствовед-эксперт НИНЭ имени П.М. Третьякова.

Альбом, изданный на трех языках - русском, английском и иврите, - предваряет вступительная статья, дополненная иллюстративным материалом: фрагментами старинных карт острова Мурано, эскизами и образцами венецианского стекла XVI столетия, фотографиями стеклодувных мастерских и мастеров начала XX века, еврейскими поздравительными открытками варшавского художника Хаима Гольдберга (1890-1943) с изображением ежегодных праздников и ритуалов. Каталожная часть альбома состоит из нескольких разделов, предметы в которых объединены в группы по цвету стекла (прозрачное бесцветное, дымчатое, зеленое, красное, синее, оранжевое), что позволяет увидеть все многообразие оттенков. Это исполненные мастерами-стеклодувами острова Мурано разнообразные по своим формам чаши и бокалы, кувшины и графины, парные подсвечники, блюда и подносы, скульптурные украшения и пресс-папье - посуда и предметы быта, предназначенные для «пользования» и украшения стола в дни праздников и постов, как, например, в Песах[1], Шавуот[2], Суккот[3], Пурим[4] и, конечно же, в Шаббат[5].

Кувшин для кидуша с изображением Маген-Давида 
Стекло прозрачное голубовато-зеленое (аквамариновое); налепы цветного стекла в виде граненых бусин; роспись золотом. Высота – 265 мм
Кувшин для кидуша с изображением Маген-Давида Стекло прозрачное голубовато-зеленое (аквамариновое); налепы цветного стекла в виде граненых бусин; роспись золотом. Высота – 265 мм

В еврейских общинах разных стран обрядовые предметы могли различаться по форме, декору и материалу, что было связано с влиянием искусства страны проживания и не противоречило древней традиции, определяемой Торой и Галахой[6]. Обычно при выборе мастеров предпочтение отдавалось ремесленникам-евреям, лучше знавшим особенности национального самосознания и способным нанести на предмет соответствующую надпись на иврите. Однако в европейских странах, особенно в больших городах, где в силу социального положения евреям запрещался доступ в цеха ремесленников, заказчики часто обращались к высококвалифицированным мастерам-иноверцам из числа местных жителей, и требуемый предмет обихода исполнялся не еврейским мастером. Выполненный в строгом соответствии с указанием заказчика, предмет, первоначально имеющий утилитарное назначение - для светского обихода - и соответствующие декоративные формы, превращался за счет нанесения на его поверхность надписи на иврите или включения религиозного символа в предмет культа, становясь характерным образцом искусства иудаики. Подобное сочетание «компонентов» - еврейского с не еврейским - отчетливо прослеживается в каждом экспонате, представленном в альбоме. Главные символы иудаизма органично вплетены в форму и сложное декоративное оформление предметов, исполненных в небольших стеклодувных мастерских острова Мурано, разоренных вследствие падения Венецианской республики в 1797 году и заново возрожденных во второй половине XIX столетия.

Чаша для кидуша с декоративными колокольчиками и изображениями ханукии, Свитка Торы и Маген-Давида 
Стекло прозрачное красное (рубиновое) и бесцветное; налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись эмалями, золотом и платиной. Высота – 185 мм, диаметр – 204 мм
Чаша для кидуша с декоративными колокольчиками и изображениями ханукии, Свитка Торы и Маген-Давида Стекло прозрачное красное (рубиновое) и бесцветное; налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись эмалями, золотом и платиной. Высота – 185 мм, диаметр – 204 мм

Все вещи выполнены с большой роскошью, на высоком художественном уровне из прозрачного цветного стекла и богато украшены росписью эмалевыми красками, золотом и платиной. По многообразию своих форм, цвету и приемам декорирования они повторяют образцы венецианского стекла XV-XVI веков, что характерно для господствовавшего в это время стиля историзм. Орнаментальные узоры в виде чешуек с точками, белого «жемчужника» и цветного пунктира, «сетчатого» орнамента, широко распространенные в венецианском художественном стекле XV века, органично сочетаются с растительными побегами, пятилепестковыми цветками, гирляндами из листьев и плодов винограда и дополнены традиционными мотивами, знаками еврейской культуры, фрагментами молитв и пожеланиями, нанесенными в соответствии с канонами иудаизма, призванными напоминать об утраченном Храме. Такими являются: Сефер-Тора (Свиток Торы) - рукописный свиток, представляющий собой текст Пятикнижия и используемый, главным образом, для чтения во время синагогальной литургии и в различных церемониях; Скрижали Завета - две каменные плиты, полученные Моисеем перед народом Израиля от Б-га, содержащие законы, которые начинаются десятью заповедями; два льва, стоящих на задних лапах, - традиционные символы царства; менора (семисвечник) - древняя святыня Храма Соломона, напоминающая о семи днях сотворения мира; нер тамид («негасимая свеча») - небольшой светильник, помещенный в специальную чашу, подвешенную к потолку, и служащий напоминанием о Храмовом светильнике, огонь в котором круглосуточно поддерживали левиты - служители Храма; ханукия - восьмисвечник, зажигаемый в один из наиболее чтимых национальных праздников в память о победе евреев над греко-сирийскими завоевателями во II столетии до н. э. и освобождении иерусалимского Храма; «руки коэна» - композиция из двух рук, символизирующая ритуальный жест благословения народа Израиля Первосвященником в Храме; Маген-Давид (шестиконечная звезда Давида) - еврейская национальная и религиозная эмблема, ставшая «простым» символом иудаизма, аналогичным изображению Креста у христиан. Стеклянные налепы, обильно декорирующие предметы, напоминают драгоценные и поделочные камни (оникс, сапфир, бирюзу, яшму, аметист и изумруд), упоминаемые в Торе и широко применявшиеся для украшения предметов иудаики. Покрытие всей поверхности или отдельных элементов обрядовой посуды золотом или платиной уподобляет стекло драгоценному металлу и «отсылает» к Торе, в которой сказано, что многие священные предметы иудаизма, предметы убранства и утварь, хранившиеся в Храме, были выполнены из золота (Исх. 36:34)

Подсвечники с декоративными колокольчиками и изображениями Маген-Давида 
Cтекло прозрачное красное (рубиновое); налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись золотом и платиной. Подсвечники парные. Высота – 322 мм. Высота – 315 мм
Подсвечники с декоративными колокольчиками и изображениями Маген-Давида Cтекло прозрачное красное (рубиновое); налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись золотом и платиной. Подсвечники парные. Высота – 322 мм. Высота – 315 мм

Читать далее

Из 63-го выпуска журнала «Третьяковская галерея»