Найти тему
Ilmir khairullin

Что такое аниме?

Отвечаем на главные вопросы

Все мы знаем, что такое анимация, то есть мультфильмы. Однако аниме – это не просто анимация, придуманная в Японии, это целый мир, который включает в себя огромное количество жанров и стилей. Он тесно переплетается с японской комиксовой культурой и состоит из миллионов преданных фанатов. Разобраться в законах этого мира не так-то просто, но мы попробуем.

Что такое аниме?

С отаку связан термин «косплей». По сути, это ролевые костюмированные игры или даже карнавал, когда поклонники буквально перевоплощаются в любимых героев аниме, особенно, если у них есть с ними внешнее сходство. Большое внимание здесь уделяется костюму, существуют даже профессиональные косплееры и многочисленные фестивали для отаку. Частенько отаку можно встретить на улицах города в покрывающих всё тело костюмах животных или мульт-персонажей - «кигуруми», которые пользуются популярностью и у нас, в России. В переводе с японского «кигуруми» означает «мягкая игрушка для ношения на человеческом теле». Словом, субкультура аниме едва ли не столь же многообразна, как сама индустрия аниме.

Аниме – увлекательная вселенная, и, как и любая другая вселенная, она безгранична, ну, или почти безгранична. Так что все, кто решил узнать: «Что такое аниме?» – в самом начале необычайного пути.В начале была манга…
Огромная вселенная аниме появилась именно из манги – японских комиксов. Термин «манга» впервые упоминается в 1814-м году знаменитым графиком Хокусай Кацусика и означает буквально «странные (или весёлые) картинки, гротески».«Астробой» - знаменитая манга Тэдзука ОсамуРазвитию манги способствовало военное правительство Японии, увидевшее в этой массовой культуре важный инструмент воздействия. Но окончательно выкристаллизовалась манга после II Мировой войны, когда Япония была оккупирована американскими войсками, и японцам ничего не оставалось, как читать американские комиксы. Японцы быстро адаптировали сюжеты и формат американских комиксов под себя, добавив в них минималистскую эстетику, характерную для японской традиционной графики. А дальше великий «мангака» (так называется тот, кто рисует мангу) Тэдзука Осаму совершил подлинную революцию в мире манги, сделав её флагманом японской поп-культуры.

Два немаловажных факта: первое, мангу в Японии читают абсолютно все, у японских комиксов самая большая возрастная категория, примерно до 45 лет. И второе, манга очень редко рисуется в цвете, она – чёрно-белая.Рождение аниме
И всё же аниме – это далеко не экранизация манги, хотя вплоть до 1970-х годов японцы и называли то, что мы сейчас считаем «аниме», - «манга-эйга», то есть «кино-комиксы». Первые мультфильмы стали появляться в Стране восходящего солнца в 1917-м году ХХ века, и, конечно, до своих оригинальных потомков им было далеко. И здесь опять не обошлось без Тэдзука Осаму, Уолта Диснея японской анимации. Он предложил не конкурировать с американскими полнометражными мультфильмами, а сосредоточить внимание на ТВ-сериалах, ориентированных именно на японцев. Эта сосредоточенность на собственной специфической культуре и объясняет одно из частых определений аниме – анимация, сделанная в Японии и рассчитанная на японскую аудиторию.

Трейлер аниме-сериала «Могучий атом», он же «Астробой» (1980)Аниме-сериал Тэдзука Осаму «Могучий Атом» (1963), или «Астробой», наиболее ярко выразил будущие каноны аниме. Как и манга, он был чёрно-белым, его мини-серии были объединены единым мета-сюжетом, и он использовал технику «ограниченной анимации». Такая техника была продиктована необходимостью экономии: количество кадров уменьшалось, зато фон и персонажи прорисовывались наиболее детально, широко использовались стоп-кадры и флешбэки.

Аниме «Акира» - дитя «Золотого века аниме»Воспроизвести видеоБлестящий «Золотой век аниме» начался где-то в начале 1980-х годов, во многом благодаря выходу на более взрослую, молодёжную аудиторию. Прирост популярности аниме по всему миру, в некотором смысле, продолжается до сих пор.Источники Силы
Манга – не единственный источник вдохновения для аниме. Часто аниме основываются на ранобе, то есть на популярных в Японии «лайт-новеллах» тоже с огромным жанровым разнообразием - от любовной мелодрамы до хорроров, преимущественно на фэнтезийную тему. Головная боль любого издателя ранобе – поиск всё новых и новых авторов, для этой же цели проходят ежегодные конкурсы. Ранобе – это произведение, где много диалогов, снабжённое иллюстрациями в стиле манга. Ранобе – фактически сырьё для производства манги и аниме, так же, как и компьютерные игры, и за пределами Японии оно пока не пользуется большим спросом, главным образом из-за необходимости перевода.

Аниме-сериал «Волчица и пряности» - адаптация популярного ранобэВоспроизвести видеоНе только большие глаза
Первое, на что обращает внимание человек, начавший своё знакомство с аниме, - огромные, совсем не японские, глаза у большинства персонажей. На Востоке широко распахнутые глаза означают готовность к познанию и созерцанию мира. Это центральный элемент в японской анимации, который достигается, в основном, более схематичным изображением носа и рта. Глаза символизируют наивность и молодость, и, наоборот, у неоднозначных героев взгляд всегда немного исподлобья, глаза прикрыты чёлкой.

Бездонные голубые глаза Сейлор МунВ аниме принято почти буквально изображать чувства персонажей, что неудивительно, ведь оно полагается на наиболее эмоциональную, подростковую аудиторию. Так что если неожиданно посредине мультфильма герой якобы превратился в котёночка или зайчика с ушками и хвостиком, не пугайтесь, вам всего лишь хотят сказать, что он «настроен дурашливо».

Кадр из аниме «Волчьи дети Амэ и Юки»Если герой в состоянии стресса, он вдруг может начать дрожать и «обесцвечиваться», если расстроен - в глазах плещутся слёзы, если злится, его рот принимает рычащее положение, а если выступают капельки пота, это значит, что он крепко задумался или не может принять решение. Всё это воспринимается интуитивно, и очень скоро зритель полностью погружается в опасный и эксцентричный мир многочисленных персонажей аниме.Мальчишки и девчонки, а также их родители
Ни одна анимация в мире не дробит свою аудиторию так, как аниме. Каждый создатель аниме-сериала чётко знает, какого пола будет его зритель, сколько ему будет лет и что примерно он ждёт от просмотра. Поэтому аниме делится на кодомо - дети от 6-10 лет, сёдзе для девочек-подростков, где много романтики и вообще человеческих отношений, сёнен для мальчиков-подростков, где много экшена, соперничества и юмора, а прекрасная дама маячит где-то на периферии. А также на более реалистичные дзесей о семейных отношениях - для молодых женщин, и полные психологизма мрачные боевики сейнен для молодых мужчин (пока ничего неприличного!).

Трейлер махо-сёдзе «Красавица-воин Сейлор Мун»Воспроизвести видеоЖанровая энергия
Количество жанров в аниме превосходит все мыслимые пределы. А разнообразие сюжетов и персонажей заставляет только позавидовать могучей и неистощимой фантазии японских аниматоров. Помимо жанров, уже ставших классическими, таких как: фэнтези, научная фантастика, космическая опера (привет «Звёздным войнам»!), романтика, мистика, боевик, детектив и прочее, попадаются и истинно японские. Например, жанр «меха», являющийся отголоском японского милитаризма. Здесь сражаются роботы или люди, заключённые в костюмы «роботов-машин».

«Евангелион нового поколения» - один из флагманов жанра «меха»Воспроизвести видеоИли «добуцо», аниме о человекоподобных пушистых существах - «нэко», «кицунэ», «усаги» (из семейства кошачьих, лисьих, заячьих). Не обошлось и без восточных единоборств: жанры самурайский боевик и боевые искусства, в основном, это – сёнен, для мальчиков. В память об увлечении «вражескими» комиксами родился жанр «сентай» — японская версия американских супергероев. Жанр «монстр», где часто милые, но сверхспособные создания по воле человека сражаются между собой, к таким монстрам принадлежит знаменитый Пикачу из серии аниме «Покемон».

Тизер 21-го полнометражного аниме из серии «Покемон»Воспроизвести видеоИли жанр «махо-сёдзё» о девушках-волшебницах, к которому принадлежит популярный в России в конце 90-х, аниме-сериал «Красавица-воин Сейлор Мун». Интересен жанр «гарем», верный друг этти (значит, эротических) аниме, где за внимание одного мальчика или девочки борется толпа воздыхателей противоположного пола. Очень любимы японской анимацией и старые добрые жанры «киберпанк», «стимпанк», «апокалиптика» и «постапокалиптика».

Самое популярное на данный момент этти-аниме «Высшая школа DxD»Воспроизвести видеоОсобняком стоит «хентай», анимация «для взрослых», которая содержит сцены эротического, а часто откровенно порнографического характера. «Хентай» - тема для отдельного разговора, тем более, что и здесь японская фантазия ушла далеко вперёд. Создатели японской анимации активно играют с этими бесконечными жанровыми градациями, превращая их в колоритную массу, которая щедро питает сюжеты аниме.Великий мангака современности
Сказочный мир Хаяо МиядзакиТалантливых авторов у аниме тоже очень много, среди них попадаются и великие, например, всё тот же родоначальник аниме Тэдзука Осаму, истинный мастер Исао Такахата, или более современные выдающиеся авторы аниме - Макото Синкай, Мамору Хосода, Масааки Юаса и другие. Но слава как минимум одного из них уже облетела весь мир. Его имя Хаяо Миядзаки, и для многих знакомство с японским аниме начинается с мультфильмов этого режиссёра и художника-мультипликатора. В 2003-м его аниме-муви «Унесённые призраками» получил «Оскар», годом раньше – «Золотого медведя» на Берлинале.

Трейлер аниме «Унесённые призраками»Воспроизвести видеоОн - обладатель «Золотого льва» Венеции за вклад в мировой кинематограф и Почётной премии «Оскар». География его побед очевидна, его мультфильмы «Ведьмина служба доставки», «Ходячий замок», «Небесный замок Лапута», «Ветер крепчает» и многие другие любимы миллионами, а его студия «Гибли» – настоящее место паломничества поклонников его творчества и аниме.Рыцари аниме
Аниме обладает магическим воздействием на своих зрителей, перетягивая на свою сторону всё новые и новые толпы фанатов. Поклонники аниме называются отаку, «отаку» в переводе с японского — «человек, увлечённый чем-либо», но для всего остального мира это увлечение – аниме. Из числа отаку получаются отличные авторы любительской манги «додзинси», которые впоследствии дорастают до полноценных мангаков. Некоторые из первых отаку в 80-е годы спокойно становились режиссёрами и аниматорами, освежая историю аниме.

Российские отаку «косплеят» на премьере аниме «Мэри и ведьмин цветок»
С отаку связан термин «косплей». По сути, это ролевые костюмированные игры или даже карнавал, когда поклонники буквально перевоплощаются в любимых героев аниме, особенно, если у них есть с ними внешнее сходство. Большое внимание здесь уделяется костюму, существуют даже профессиональные косплееры и многочисленные фестивали для отаку. Частенько отаку можно встретить на улицах города в покрывающих всё тело костюмах животных или мульт-персонажей - «кигуруми», которые пользуются популярностью и у нас, в России. В переводе с японского «кигуруми» означает «мягкая игрушка для ношения на человеческом теле». Словом, субкультура аниме едва ли не столь же многообразна, как сама индустрия аниме. Аниме – увлекательная вселенная, и, как и любая другая вселенная, она безгранична, ну, или почти безгранична. Так что все, кто решил узнать: «Что такое аниме?» – в самом начале необычайного пути.В начале была манга… Огромная вселенная аниме появилась именно из манги – японских комиксов. Термин «манга» впервые упоминается в 1814-м году знаменитым графиком Хокусай Кацусика и означает буквально «странные (или весёлые) картинки, гротески».«Астробой» - знаменитая манга Тэдзука ОсамуРазвитию манги способствовало военное правительство Японии, увидевшее в этой массовой культуре важный инструмент воздействия. Но окончательно выкристаллизовалась манга после II Мировой войны, когда Япония была оккупирована американскими войсками, и японцам ничего не оставалось, как читать американские комиксы. Японцы быстро адаптировали сюжеты и формат американских комиксов под себя, добавив в них минималистскую эстетику, характерную для японской традиционной графики. А дальше великий «мангака» (так называется тот, кто рисует мангу) Тэдзука Осаму совершил подлинную революцию в мире манги, сделав её флагманом японской поп-культуры. Два немаловажных факта: первое, мангу в Японии читают абсолютно все, у японских комиксов самая большая возрастная категория, примерно до 45 лет. И второе, манга очень редко рисуется в цвете, она – чёрно-белая.Рождение аниме И всё же аниме – это далеко не экранизация манги, хотя вплоть до 1970-х годов японцы и называли то, что мы сейчас считаем «аниме», - «манга-эйга», то есть «кино-комиксы». Первые мультфильмы стали появляться в Стране восходящего солнца в 1917-м году ХХ века, и, конечно, до своих оригинальных потомков им было далеко. И здесь опять не обошлось без Тэдзука Осаму, Уолта Диснея японской анимации. Он предложил не конкурировать с американскими полнометражными мультфильмами, а сосредоточить внимание на ТВ-сериалах, ориентированных именно на японцев. Эта сосредоточенность на собственной специфической культуре и объясняет одно из частых определений аниме – анимация, сделанная в Японии и рассчитанная на японскую аудиторию. Трейлер аниме-сериала «Могучий атом», он же «Астробой» (1980)Аниме-сериал Тэдзука Осаму «Могучий Атом» (1963), или «Астробой», наиболее ярко выразил будущие каноны аниме. Как и манга, он был чёрно-белым, его мини-серии были объединены единым мета-сюжетом, и он использовал технику «ограниченной анимации». Такая техника была продиктована необходимостью экономии: количество кадров уменьшалось, зато фон и персонажи прорисовывались наиболее детально, широко использовались стоп-кадры и флешбэки. Аниме «Акира» - дитя «Золотого века аниме»Воспроизвести видеоБлестящий «Золотой век аниме» начался где-то в начале 1980-х годов, во многом благодаря выходу на более взрослую, молодёжную аудиторию. Прирост популярности аниме по всему миру, в некотором смысле, продолжается до сих пор.Источники Силы Манга – не единственный источник вдохновения для аниме. Часто аниме основываются на ранобе, то есть на популярных в Японии «лайт-новеллах» тоже с огромным жанровым разнообразием - от любовной мелодрамы до хорроров, преимущественно на фэнтезийную тему. Головная боль любого издателя ранобе – поиск всё новых и новых авторов, для этой же цели проходят ежегодные конкурсы. Ранобе – это произведение, где много диалогов, снабжённое иллюстрациями в стиле манга. Ранобе – фактически сырьё для производства манги и аниме, так же, как и компьютерные игры, и за пределами Японии оно пока не пользуется большим спросом, главным образом из-за необходимости перевода. Аниме-сериал «Волчица и пряности» - адаптация популярного ранобэВоспроизвести видеоНе только большие глаза Первое, на что обращает внимание человек, начавший своё знакомство с аниме, - огромные, совсем не японские, глаза у большинства персонажей. На Востоке широко распахнутые глаза означают готовность к познанию и созерцанию мира. Это центральный элемент в японской анимации, который достигается, в основном, более схематичным изображением носа и рта. Глаза символизируют наивность и молодость, и, наоборот, у неоднозначных героев взгляд всегда немного исподлобья, глаза прикрыты чёлкой. Бездонные голубые глаза Сейлор МунВ аниме принято почти буквально изображать чувства персонажей, что неудивительно, ведь оно полагается на наиболее эмоциональную, подростковую аудиторию. Так что если неожиданно посредине мультфильма герой якобы превратился в котёночка или зайчика с ушками и хвостиком, не пугайтесь, вам всего лишь хотят сказать, что он «настроен дурашливо». Кадр из аниме «Волчьи дети Амэ и Юки»Если герой в состоянии стресса, он вдруг может начать дрожать и «обесцвечиваться», если расстроен - в глазах плещутся слёзы, если злится, его рот принимает рычащее положение, а если выступают капельки пота, это значит, что он крепко задумался или не может принять решение. Всё это воспринимается интуитивно, и очень скоро зритель полностью погружается в опасный и эксцентричный мир многочисленных персонажей аниме.Мальчишки и девчонки, а также их родители Ни одна анимация в мире не дробит свою аудиторию так, как аниме. Каждый создатель аниме-сериала чётко знает, какого пола будет его зритель, сколько ему будет лет и что примерно он ждёт от просмотра. Поэтому аниме делится на кодомо - дети от 6-10 лет, сёдзе для девочек-подростков, где много романтики и вообще человеческих отношений, сёнен для мальчиков-подростков, где много экшена, соперничества и юмора, а прекрасная дама маячит где-то на периферии. А также на более реалистичные дзесей о семейных отношениях - для молодых женщин, и полные психологизма мрачные боевики сейнен для молодых мужчин (пока ничего неприличного!). Трейлер махо-сёдзе «Красавица-воин Сейлор Мун»Воспроизвести видеоЖанровая энергия Количество жанров в аниме превосходит все мыслимые пределы. А разнообразие сюжетов и персонажей заставляет только позавидовать могучей и неистощимой фантазии японских аниматоров. Помимо жанров, уже ставших классическими, таких как: фэнтези, научная фантастика, космическая опера (привет «Звёздным войнам»!), романтика, мистика, боевик, детектив и прочее, попадаются и истинно японские. Например, жанр «меха», являющийся отголоском японского милитаризма. Здесь сражаются роботы или люди, заключённые в костюмы «роботов-машин». «Евангелион нового поколения» - один из флагманов жанра «меха»Воспроизвести видеоИли «добуцо», аниме о человекоподобных пушистых существах - «нэко», «кицунэ», «усаги» (из семейства кошачьих, лисьих, заячьих). Не обошлось и без восточных единоборств: жанры самурайский боевик и боевые искусства, в основном, это – сёнен, для мальчиков. В память об увлечении «вражескими» комиксами родился жанр «сентай» — японская версия американских супергероев. Жанр «монстр», где часто милые, но сверхспособные создания по воле человека сражаются между собой, к таким монстрам принадлежит знаменитый Пикачу из серии аниме «Покемон». Тизер 21-го полнометражного аниме из серии «Покемон»Воспроизвести видеоИли жанр «махо-сёдзё» о девушках-волшебницах, к которому принадлежит популярный в России в конце 90-х, аниме-сериал «Красавица-воин Сейлор Мун». Интересен жанр «гарем», верный друг этти (значит, эротических) аниме, где за внимание одного мальчика или девочки борется толпа воздыхателей противоположного пола. Очень любимы японской анимацией и старые добрые жанры «киберпанк», «стимпанк», «апокалиптика» и «постапокалиптика». Самое популярное на данный момент этти-аниме «Высшая школа DxD»Воспроизвести видеоОсобняком стоит «хентай», анимация «для взрослых», которая содержит сцены эротического, а часто откровенно порнографического характера. «Хентай» - тема для отдельного разговора, тем более, что и здесь японская фантазия ушла далеко вперёд. Создатели японской анимации активно играют с этими бесконечными жанровыми градациями, превращая их в колоритную массу, которая щедро питает сюжеты аниме.Великий мангака современности Сказочный мир Хаяо МиядзакиТалантливых авторов у аниме тоже очень много, среди них попадаются и великие, например, всё тот же родоначальник аниме Тэдзука Осаму, истинный мастер Исао Такахата, или более современные выдающиеся авторы аниме - Макото Синкай, Мамору Хосода, Масааки Юаса и другие. Но слава как минимум одного из них уже облетела весь мир. Его имя Хаяо Миядзаки, и для многих знакомство с японским аниме начинается с мультфильмов этого режиссёра и художника-мультипликатора. В 2003-м его аниме-муви «Унесённые призраками» получил «Оскар», годом раньше – «Золотого медведя» на Берлинале. Трейлер аниме «Унесённые призраками»Воспроизвести видеоОн - обладатель «Золотого льва» Венеции за вклад в мировой кинематограф и Почётной премии «Оскар». География его побед очевидна, его мультфильмы «Ведьмина служба доставки», «Ходячий замок», «Небесный замок Лапута», «Ветер крепчает» и многие другие любимы миллионами, а его студия «Гибли» – настоящее место паломничества поклонников его творчества и аниме.Рыцари аниме Аниме обладает магическим воздействием на своих зрителей, перетягивая на свою сторону всё новые и новые толпы фанатов. Поклонники аниме называются отаку, «отаку» в переводе с японского — «человек, увлечённый чем-либо», но для всего остального мира это увлечение – аниме. Из числа отаку получаются отличные авторы любительской манги «додзинси», которые впоследствии дорастают до полноценных мангаков. Некоторые из первых отаку в 80-е годы спокойно становились режиссёрами и аниматорами, освежая историю аниме. Российские отаку «косплеят» на премьере аниме «Мэри и ведьмин цветок»