Тогда как одни чихать хотели не только на сам ковид, но и на маски с прочими противоэпидемическими мерами, другие даже при полной антикоронавирусной «амуниции» изматывают себе нервы тревожными мыслями.
Возможно, история из больничной палаты, откровенно рассказанная жителем города Алексеем, поможет пересмотреть взгляды и тем, и этим.
Алексей прошел срочную службу в спецназе, имеет значок «Парашютист-отличник», трижды призер чемпионатов по таиландскому боксу как уровня республики, так и мира, кандидат в мастера спорта, чемпион республики по кикбоксингу и ушу-саньда. Овладев различными видами единоборств, он и подумать не мог, что в 37 лет землю из-под ног человеку с такой закалкой выбьет какой-то вирус.
– Да, я не мог представить, что болезнь способна сломать таких физически крепких мужиков, которые оказались на три недели пребывания в больнице моими соседями. Что наступит день, когда я не найду в себе сил подняться с постели. Но оказаться сломанным физически, убедился на чужом и своем опыте, еще не означает быть побежденным…
Работаю я водителем-дальнобойщиком. Конечно, осознавал, что при моем образе жизни риск заболеть коронавирусом, о котором все только и говорят, высок. Мысленно смирился с этим: чему быть, того не миновать (родного брата болезнь зацепила еще в первую волну на границе с Китаем, лечился 2-3 недели и выздоровел). Только вот считал: уж если что и случится, то в дороге, а никак не дома, в моем родном городе, где даже стены помогают.
Маски, перчатки и сильный антисептик за границей всегда были при мне. Там к этому подходят очень щепетильно. Не только потому, что беспокоятся о здоровье больше, чем мы. Нет, просто там всё жестко: попадешься без маски – заплатишь ощутимый штраф. Удивительно, но и там болеют. У себя на Родине к мерам предосторожности относился спокойнее: когда маску надевал, когда нет, но с семьей старался избегать мест скопления людей. Предполагаю, что заразился в гостях.
Поначалу никакие подозрения меня не посещали. Просто почувствовал слабость, очень хотелось спать. Потом поднялась температура. Ну с кем не бывает? Кто ни разу не болел осенью ОРВИ? Парень я уже взрослый, справлюсь сам, таблетки попью – и всё пройдет, рассудил так и за помощью обращаться никуда не стал. Лечился по принципу «сам себе доктор» три дня. Но температура не спадала. На четвертый день вызвал врача из поликлиники. Тот меня послушал и вынес вердикт: незамедлительно в больницу!
Температура в 39 градусов держалась на протяжении 10 дней. Первый тест на коронавирус дал отрицательный результат, второй и третий – положительный, обследование на компьютерном томографе не оставило у врачей сомнений в диагнозе.
Стыдно признаться, но после температурного марафона так ослаб, что несколько дней не мог подняться на ноги, и меня возили на инвалидной коляске. Желания есть тоже не было никакого. Пока не подошла медсестра Светлана Ивановна Воронец, которая посоветовала есть через силу, ложку в руки почти не брал. Попробовал. И потихоньку начал выбираться из темной воронки, в которую затягивала болезнь.
Но после того как встал и пошел, появилась одышка. Иной раз казалось, что я задыхаюсь. И вот тут, признаюсь, становилось страшно. Но панике нельзя поддаваться ни при каких обстоятельствах, и я старался подавить в себе опасные мысли. И сразу чувствовал облегчение. Потом заметил: тот, в ком есть стержень, кто не падает духом, выздоравливает быстрее.
На больничной койке узнал, что симптомы коронавируса у каждого свои. Есть те, у кого температура 37,5, у кого-то она 38 градусов и остается обоняние. У кого-то нет температуры, но обоняние пропадает. Первое время в интернете писали, что ковид не опасен для молодых, протекает у них легко, а то и вовсе бессимптомно. Тем не менее здесь, в больничных коридорах, встретил и 19-летнего паренька, и 22-летнего, и девушку лет 35. Болезнь не щадит никого: ни старых, ни молодых. Но у каждого она протекает по-разному. Дочка моего соседа по палате лечится дома. Супруге еще одного товарища, которого сегодня выписали, тоже не пришлось ложиться в стационар, а вот его теща, бабушка 85 лет, ушла из жизни…
Может быть, остались люди, которые до сих пор думают, что коронавирус – это шутка, фейк, так вот, я видел немало тяжелых больных. Врачи здесь, без преувеличения, спасают жизни, дают тебе второй шанс. Ты чувствуешь, что они переживают за тебя. Мой приятель Сергей, с которым познакомился в больничных стенах, около двух недель не вставал с койки, успел побывать в реанимации, но сейчас, как и я, идет на поправку. Похудел на 10 килограммов. Я тоже сбросил лишнее, это заметно. Хотя кормят в больнице достаточно сытно, есть в рационе и мясо, и рыба. До того как попал в больницу, весил 95 килограммов при росте в 179 сантиметров.
Больнее всего коронавирус, как известно, ударяет по тем, у кого ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет. Так вот, некоторые узнают, что у них высокий уровень глюкозы, только в больнице! И при этом не хотят верить в диагноз, даже ругаются с врачами: «Да не может такого быть! Что вы придумываете! Нет у меня никакого диабета!» Хотя с результатами анализа спорить бесполезно. К сожалению, до сих пор некоторых людей в поликлинику силком не затащишь. Вот и моих родителей уговаривать надо. А потом приходится лечиться в больнице.
Сегодня в такой эпидситуации многих преследует навязчивая мысль: а что будет, если я попаду туда, в стационар, в инфекционное отделение? В одной палате (она пятиместная, есть умывальник, телевизор) встречаются люди совершенно разных занятий: водитель, предприниматель, электрик, начальник. Но ищут и находят общие темы, поддерживают друг друга. «Как твои анализы? Ничего, следующий раз результаты будут лучше!» Врачи, медсестры, санитарки, кем бы ты ни был, ко всем относятся одинаково, для них ты прежде всего пациент. Сочувствуют. Охотно откликаются, сами предлагают помощь. Возможно, потому, что большинство сами переболели, прошли через испытание коронавирусом. Обход Ольги Петровны Дирши здесь не просто стандартный опрос пациента, а сеанс морально-психологической подготовки. Скажу прямо: никогда не думал, что с такой заботой отнесутся в обычной барановичской больнице.
Здесь все заняты делом, трудятся, как муравьи. И речь не только о врачах. Вот разговариваю с вами, а дверь палаты открыта: санитарка снова пошла куда-то с ведром. Здесь постоянно натирают до блеска дверные ручки, тумбочки, полы и стены. Если кто-то не успел сходить в утку, зашли, по-деловому, без ворчания поменяли белье, как колеса у гоночного автомобиля в «Формуле-1», и поспешили дальше. Ребята, которые возят кислород, чтобы нам легче было дышать, дважды в сутки таскают по 50 баллонов… Медсестры регулярно измеряют уровень кислорода в крови. Если он падает, советуют ложиться на живот. Я провожу в таком положении по 12–14 часов в сутки, приучил себя спать на животе, поначалу было неудобно, ломило поясницу, потом привык. Также одна из специфических рекомендаций – пить больше воды, по 30 миллилитров на килограмм веса, чтобы скорее выгонять из организма вирус.
Помогают справиться с болезнью не только антибиотики и капельницы, но прежде всего человеческое участие. Я постоянно чувствую его со стороны Ольги Петровны Дирши, Светланы Ивановны Воронец, Анастасии Ивановны Гутько, Ирины Ивановны Жодик, Татьяны Владимировны Акимченко, Марии Ивановны Русакевич и других работников городской больницы № 2. Много значит и поддержка семьи. Конечно же, пациентам инфекционного отделения никто не разрешит выйти во двор, тем более не пустит посетителей на порог палаты, можно разве что помахать рукой родным в окно. Но каждый звонок сына: «Папа, выздоравливай быстрее, давай домой!» – мне дорог.
Комментарий специалиста
«Хотите помочь нам – позаботьтесь о себе»
Анатолий СПИРИДО, заместитель главного врача центральной поликлиники:
– Как правильно заметил Алексей, коронавирус – это не фейк. О новом заболевании пишут много, зачастую можно встретить противоречивые заявления, но все сходятся в одном: у каждого болезнь протекает по своему сценарию. Кто-то перенесет ее легко, кого-то придется подключать к аппарату искусственной вентиляции легких… Медработник – одна из немногих профессий, о которых можно сказать: чем меньше нагрузки у специалистов будет, тем лучше для всех. Но пока, увы, работы у нас более чем достаточно. Да, сегодня эпидситуация в Барановичском регионе контролируемая. Однако как она будет развиваться дальше, зависит не только от нас, медработников, но прежде всего от ежедневного поведения и осторожности каждого.
Хотите помочь нам – позаботьтесь в первую очередь о себе и своей семье. Сократите контакты да минимума, старайтесь решать вопросы по телефону или через интернет, соблюдайте дистанцию – минимум 2 метра, а лучше 3–5 и больше. Избегайте мест скопления людей. Носите маски. Будьте здоровы!
Подготовил Виталий Герцев