Найти тему
Жизнь полосатая

Поповское ли слово «милосердие»?

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.»
Евангелие от Матфея, гл.10

«Милосердие – поповское слово» это определение Глеба Жеглова из книги братьев Вайнеров «Эра милосердия» и фильма «Место встречи изменить нельзя». Никто обычно не возражает, что это слово поповское. Мнения расходятся только в том, кто из спорщиков о методах борьбы со злом окажется прав.

Мне же не нравится трактовка милосердия, как «поповского» слова. Примеров тому в жизни, в искусстве, да и в поповских словах, не говоря уж о делах, вполне достаточно. Некоторые говорят, что кровожадность и мстительность ветхозаветного Бога-Отца с лихвой перекрывается любовью и состраданием новозаветного Бога-Сына. Однако, сам Иисус утверждает следующее: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.» Евангелие от Матфея 5:17. И все сделанное на Земле именем Христа полностью подтверждают сказанное.

Можно спорить и приводить другие высказывания Христа, но лучше смотреть на дела, свершенные попами и их почитателями: крестовые походы, костры инквизиции в Европе, горящие скиты старообрядцев в России, уничтожение памятников дохристианских культур. Пока еще ни одна религия не принесла мира для человечества. Любая новая религия всегда становилась дополнительным поводом для нового кровопролития. На пряжках ремней солдат Вермахта была надпись «Gott mit uns» в переводе с немецкого — «Бог с нами». И Бог не возражал.

«Братья Карамазовы» Достоевского представляют собой яркие противоположности характеров и отношений к Богу. Младший брат Алексей – «пионер – всем ребятам пример» -пример послушания и любви к Богу. Старший брат Дмитрий - человек крайне импульсивный и способный на безумные поступки. Дмитрий сам о себе говорит, что он «всё что угодно, и зверь, и подлец, но не вор». Дмитрий в состоянии аффекта готов пойти и на убийство. От смерти после его бесчеловечного удара только случай спас старого слугу Григория. Дмитрий верит, что это его молитва уберегла старика от могилы.

Средний брат Иван не верит в милосердие Бога, допускающего столько страданий на земле. Либо Бог не всесилен, либо не милосерден. Однако, именно в уста безбожного Ивана Достоевский вкладывает слова о том, что гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка.

Главный пример высокой христианской нравственности в романе - Старец Зосима приводит библейскую притчу о праведнике Иове. С целью проверки крепости его веры Бог милосердно позволил Сатане сколь угодно издеваться над праведником, лишь бы тот оставался жив. В числе прочих многочисленных сатанинских напастей были уничтожены все дети Иова – семь сыновей и три дочери. Когда, наконец-то, фантазия Сатаны иссякла, всемилостливейший Господь «вдвое наградил» Иова. У него опять родилось семеро сыновей и три дочери. Вперемешку с новыми детьми идет калькуляция домашних скотов, ниспосланных праведнику милосердным Богом. Где уж тут место рассуждениям о слезинке ребенка! Успеть бы «домашних скотов» пересчитать.

Вместо всего написанного выше, возможно, проще было бы напомнить библейскую историю о всемирном потопе. Бог, создавший человека по своему образу и подобию(!), полюбовался на свое творение и через некоторое время решил стереть его с лица земли. А вместе с ним и вообще все живое, что сам же сотворил. Ну и где здесь милосердие?