Во время гастролей Yes по Австралии вокалист Джон Андерсон дал интервью журналу GoSet. Скан статьи был очень неровный и пару абзацев разобрать не удалось.
Йес… Посланные Богом
Журнал Go-Set, апрель 1973 г.
Yes не похожи ни на одну из сонма европейских и американских групп, побывавших в Австралии за последние три года. Не только по причине исключительной музыкальности, но и благодаря первоклассному исполнительскому мастерству они остаются одной из самых прогрессивных групп мира. Их музыка впитала традиции классической музыки.
Однако, технологии для Yes необходимы не для примитивных трюков и внешних эффектов. Многослойные каскады звуков клавишных инструментов – неотъемлемая часть саунда Yes, замысловатые партии которых создают магию музыки.
С момента зарождения группы только Джон Андерсон (вокал и тексты) и бас-гитарист Крис Скуайр остались от оригинального состава. Мировое признание пришло лишь с выпуском третьего альбома, кстати, названного The Yes Album, в котором присутствует нынешний гитарист Стив Хау. Четвёртый альбом Fragile продемонстрировал ещё более продвинутых, сложных Yes, с большим влиянием классики. На этой записи дебютировал экс-органист группы Strawbs Рик Уэйкман.
После выхода пятого альбома Close To the Edge первого барабанщика Билла Бруфорда заменил Алан Уайт из Plastic Ono Band. Билл присоединился к King Crimson. Гитарист и органист первоначального состава Питер Бэнкс и Тони Кей сформировали английскую группу Flash.
Yes стремятся к музыкальному совершенству. В их музыке отображаются попытки создать уникальный и неповторимый звук, что не всегда смотрится выигрышно с точки зрения слушателя. Джон Андерсон подробно становился на своих текстах и рассказывает про свою жизнь в музыке. Он стремится к единению с Богом посредством развития ментального и физического. Джон рассказывает нам о своих чувствах к музыке Yes и его роли в ней. Джон Андерсон рассчитывает не лучшее понимание группы, её музыки и самой жизни.
Мог бы ты рассказать нам, как сформировались Yes?
Джон Андерсон: …неразборчиво…
…он не знал об этом, и как-то обмловлися, что тоже из Акрингтона и однажды хотел пригласить эту группу. Я спросил, что за группа была, и он ответил The Warriors. «Ну, я был в той группе», — ответил я, и он сказал, что всегда жалел, что не нанял нас тогда, потому что мы производили впечатление приятных парней. Он был где-то на нашем концерте. Затем я рассказал ему, что делал всё это время, и что я пытаюсь собрать группу. Тогда он заявил, что теперь его черёд переломить ситуацию, и дал мне триста фунтов, чтобы я мог собрать группу и отправиться на турне. Он спросил, сколько мне нужно, и я ответил, что не могу взять денег. Так что Крис и я нашли Тони Кея и Питера Бэнкса: на рекламу в Melody Maker откликнулся Билл Бруфорд.
Что ты скажешь о том, что трое участников сменилось за прошедшие годы? Они сами ушли или их убрали?
Джон: Во-первых, Питер Бэнкс был несколько ленив и с непросто работалось. Я подумал, чего ради я всё время терплю, пока некоторые витают в «трипах»? Питер мог повернуться к тебе спиной, когда ты ему что-то объясняешь. И мы решили найти кого-то другого, нам повезло заполучить Стива, он очень помог группе пройти определённые этапы.
Как это сказалось на музыке группы? The Yes Album привлёк к группе большое внимание и снискал популярность.
Джон: Как только Стив присоединился к нам, я понял, что есть люди, которые думают точно так же, как я. Крис, Билл и я очень хорошо ладили, но мы со Стивом мыслили в унисон: музыка должна быть выразительной, содержательной. Ты должен быть не просто музыкантом, ты должен играть нечто экстраординарное.
Материал для The Yes Album мы написали в деревне в Девоне, у нас было всего три месяца, чтобы написать песни. The Yes Album очень тёплый альбом. Через несколько месяцев мы приступили к записи. Мы тогда подумали, что Тони мог бы использовать другие инструменты, кроме органа. Но он не захотел, его не радовала перспектива играть на меллотроне, Муге и так далее. С Риком мы однажды играли, он нам очень понравился: приветливый и добродушный парень. Он уже тогда был известен, потому что здорово играл. И вот мы подумали, почему бы не позвать Рика в группу?
Билл сказал, что собирается уйти после записи Close to the Edge, это решение далось ему непросто. Он считал, что с Edge мы зашли слишком далеко, и что мы слишком многое вложили в запись альбома, из-за чего едва не сорвались.
В общем, мы очень расстроились из-за Билла, потому что не думали, что в наших отношениях что-то не то. Но он хотел поиграть с другими музыкантами. Ещё это был странный шаг, потому что мы только-только начали стали финансовую стабильными, после очень неровного и затяжного старта.
Мы знали Алана Уайта, я всегда хотел поработать с ним. Алан – хороший барабанщик, и пришелся ко двору так же, как Стив до этого.
На The Yes Album Эдди Оффорд поменял роль инженера на продюсера.
Джон: Мы всегда рассматривали запись, как семейное путешествие. Первые два альбома мы пытались продюсировать самостоятельно, и Эдди работал с нами на втором альбоме. Он очень добродушный малый, всегда молчит, но мы отлично сработались, он сделал очень хороший звук. Когда мы собрались записывать The Yes Album, первые две недели мы рассматривали все имеющиеся идеи. Альбом продюсировали самостоятельно, вместе с Эдди. Он теперь шестой участник группы, потому что гастролирует с нами: микширует звук на сцене, и у него есть право голоса. Этим летом он собирается построить студию, и мы хотим ему помочь, а потом записать наш следующий альбом. Мы хотим сделать его полностью самостоятельно. Мы не хотим иметь дело с графиками и расписанием, и это должно положительно сказаться на качестве следующего альбома.
Тексты и названия песен со второго и третьего альбомов затрагивают тему астральных путешествий, например «Prophet» или «Starship Trooper». Ты сам веришь в астральные путешествия?
Джон Андерсон: Это потому, что я читаю не так много, чем мне бы хотелось. Сейчас я читаю «Автобиографию йога» (известный йогин Парамаханса Йогананда), вот в ней написано об истинном значении астрального путешествия. Когда я писал песню «Astral Traveller», в то время было совсем немного развлекательной научной фантастики, не говоря уже духовной литературе. Ассортимент расширился лишь со временем. «Starship Trooper» – это название книги, которая мне не понравилась. Но мне понравилась фраза «starship trooper», очень сильное.
Я думал, что ты изучал труды Лобсанга Рампы или нечто схожее?
Джон: Давным-давно я прочёл пару подобных книг, я правда мало что понял, но мне понравилось. Кажется, в прошлом году я познакомился с людьми, сильно увлечёнными этими вещами, у них я почерпнул гораздо больше. Я всё еще не … я не хочу говорить об этом. Нужно стремиться к единению с Богом. Я думаю, все люди стремятся к Богу так или иначе, музыкант ты или занимаешься чем-то другим. Тогда считалось круто писать о таких вещах. Время от времени я слушаю эти вещи. Нас пригласили на приём в Мельбурне – звучали наши пластинки – иногда их непросто слушать, в том числе «Astral Traveller». Интересно, но я точно помню, где я был тогда и о чём думал. «Close to the Edge» – это шаг вперёд.
Ты стараешься отразить свою философию в текстах?
Джон: Да, я думаю что это так. Немало строчек «Close to the Edge» посвящены мечтам или мыслям об определённых путешествиях жизни, но только не в этой реальности. Есть и другие путешествия, если вы пожелаете принять их и получить от них удовольствие. Я полагаю, мои тексты отображают вещи, которыми я увлекаюсь, свои тексты я же и пою.
Каковы твои музыкальные влияния до Yes?
Джон: Во время образования Yes моей любимой группой были The Nice с Китом Эмерсоном, Блинки и Ли Джексоном. Мне нравились Fifth Dimension на альбоме «The Magic Garden» с песнями Джима Уэбба. Мы играли большую часть этого альбома. Мы хотели смешать две идеи: насыщенные аранжировки и сильный вокал. В то время большинство групп делали большие аранжировки, зато вокальные идеи были слабые. Возникала ассоциация с Beach Boys. В The Fifth Dimension пели сильные вокалисты, но инструментальная поддержка оставляла желать лучшего. Одно другому не соответствовало. Или – или. Так что мы смешали две идеи и создали энергичную музыкальную сферу.
Сколько времени играл Рик в группе до записи «Fragile»?
Джон: Около месяца.
Это Рик повлиял, что во «Fragile» и «Close to the Edge» чувствуется привкус классической музыки?
Джон Андерсон: Нет, конечно. Опыт привлечения оркестра очень помог. На втором альбоме мы попытались сотрудничать с профсоюзными музыкантами, студийными музыкантами, но они такие глупые в музыке. Они лишь делают деньги, в результате получился не интересный альбом. Они совсем не хотели свинговать, просто играли с листа и считали, сколько стоит каждая нота. Было очень трудно. И когда пришёл Рик, это как бы сломало барьер: мы чувствовали, что не можем делать развёрнутые трипы на пластинках, пока не будем в состоянии полноценно воспроизводить их на сцене. Появление Рика расширило палитру и масштаб музыки, но нам всегда нравилась классическая музыка; большинство музыкантов любят определённую классическую музыку.
Есть разница между сольным альбомом Рика и тем, как он играет на альбомах Yes?
Джон: Рик посвятил своему альбому последние девять месяцев, и это хорошо, потому что он должен исторгнуть его из своей системы. Некоторые вещи очень хороши, некоторые просто хороши. На самом деле альбом положительно сказался на Рике, в Англии альбом идёт хорошо. Рик наконец смог задействовать все инструменты и получить от этого кайф. На сцене у него девять инструментов, он здорово ими управляется. Трудно контролировать одновременно девять инструментов, потому что микшерские пульты пока не настолько продвинутые.
Ты когда-нибудь думал о сольном альбоме?
Джон Андерсон: У меня есть одна идея, работа над которой по моему предположению займёт целый год. Я сочинил половину песен. Это история о парне по имени Алиас, который пытается управлять кораблём из альбома «Fragile». На живом альбоме (Yessongs — прим.пер.) корабль куда-то плывёт. Получается этакий мультяшный фантастический трип.
Как ты думаешь, людям трудно понять, о чем ты поёшь? Твои тексты многое значат для тебя, но непонятны для других.
Джон: Я не очень хороший поэт. Я лишь создаю то, что приходит на ум, смысл может быть любой. Люди могут спросить меня, и я объясню, о чем я пою. Один парень в Аделаиде подошёл к нам, мы поговорили минут пять, и он рассказал мне всё о «Close to the Edge». Он был настроен на волну моих мыслей. Я не знаю, кто он, но он необыкновенный. Он был вегетарианцем, увлекался духовными поисками.
Все участники Yes вегетарианцы?
Джон: Рик любит мясо. Нам всем нравится мясо, в зависимости от обстоятельств. Кроме Стива – он чистый вегетарианец. Я вообще люблю хорошую еду, если она хорошо приготовлена. Так, небольшая ремарка. Как ты знаешь, еда, которую подают здесь – кто только ее готовит? – ужасная.
Кто делает большую часть аранжировок?
Джон Андерсон: Это очень унифицированная вещь.
Сколько времени вы потратили на запись «Fragile» и «Close to the Edge»?
Джон: На «Fragile» мы оказались в тесных временных рамках. У нас был всего месяц, потому что нам предстояло отправиться в следующий тур. Сложилась непростая ситуация. Мы нещадно трудились, порой по 18 часов в день. Большую часть дня проводили в студии. Мы не хотим зависеть от временного фактора, мы хотели бы начинать работать в любое время в нашей собственной студии. Это должно положительно сказаться на следующем альбоме, на который мы хотим потратить пять месяцев, что вдвое больше, чем мы потратили на любой другой альбом.
Вы уже много материала написали?
Джон Андерсон: Да, практически всю музыку. Осталось свести фрагменты воедино.
Насколько готовы Yes перед тем, как пойти в студию?
Джон: Мммм, как мы планировали сделать «Close to the Edge»: шесть месяцев мы работали над этой длинной пьесой. К тому времени, как мы пошли в студию, у нас было всего несколько идей, но целой концепции не было, всего лишь общая идея, что мы хотим получить в конце.
Я думаю, тяжелее всего пришлось с «And You And I», из-за разных темпов. Мы должны были соединить вместе две части, устранение проблемы заняло очень много времени. Мы не знали, оставить её как двухчастную пьесу или сделать одну. В итоге выбрали второе и это сработало.
В музыкальном плане какой из пяти альбомов больше всего тебя удовлетворяет?
Джон: Мммм, «Close to the Edge» очень сложный альбом, на «Fragile» мне очень нравится «South Side of the Sky», а также «Your Move» с «The Yes Album», мне нравится весь альбом. Вообще я люблю многие вещи с каждого альбома, каждый лучше предыдущего.
Что ты чувствуешь в отношении критики, что музыка Yes слишком сложная?
Джон Андерсон: Иногда получалось так, что Билл начинал играть нечто сложное, хотя звучало просто, в этом и есть сила музыки. И если люди говорят, что она сложная, то раз они так говорят, они и находят её сложной. Но даже я некоторые песни нахожу сложными. Необыкновенный Стравинский сносит мне крышу, хотя, слушая его почти год, я не могу понять его языка.
Продолжение интервью на моём сайте.