Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский
О ЦЕРКВИ, СВЯЩЕННОНАЧАЛИИ И ТАИНСТВАХ
Без правой веры спастись невозможно. Правая вера одна — христианская вера. Всякий верующий во Христа есть христианин, но не всякий христианин право верует во Христа. Право верует во Христа только православный христианин. Значит, правая вера одна — православная христианская вера. Кто может именоваться православным христианином? Тот, кто право верует в Бога Отца и Сына и Святого Духа — Троицу единосущную и нераздельную, кто верует во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь с семью Таинствами, кто ожидает воскресения мертвых и жизни будущего века. Иначе сказать: право верует тот, кто верует так, как научили веровать Господь наш Иисус Христос и Его святые апостолы, как веровали, учили и передали веровать отцы семи Вселенских Соборов. Правая вера изложена на Вселенских Соборах в Символе Веры. Этот Символ Веры, то есть краткое изложение веры, читается так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь».
Не все, читающие этот Символ, могут назваться православными христианами. Некоторые читают его не так, как он составлен на Вселенских Соборах; иные же, хотя читают его так или почти так, как он составлен был сначала, но понимают его не вполне так, как истолковали его святые отцы и учители церковные, и потому вера их не вполне правая не православная. Так, некоторые христиане, хотя и читают в Символе Веры: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», но понимают эти слова неправильно; иные на словах признают Церковь, называют ее Святой, Соборной и Апостольской, а делом отметаются от этого учения о Церкви: они хотя и веруют в эту Церковь, но к ней не принадлежат. Другие хотя и говорят, что веруют в Церковь, но веруют не в эту Церковь, о которой говорится в Символе, а в иную, о которой здесь не говорится. Так, иные называют Церковью свое общество верующих во Христа, но не имеют священства; а иные хотя и имеют так называемых у них епископов, попов и диаконов, но таковое священство не имеет у них законного поставления, и потому их епископы — не епископы, священники — не священники, диаконы — не диаконы, потому их общество не составляет Церкви, потому что где нет епископа, там нет священников и диаконов, там нет и Таинств: где нет епископа, там нет и Церкви, говорит святой Игнатий Богоносец. Иные под Церковью разумеют всякого благочестивого христианина, хотя они и подтверждают свое мнение словами Писания: Вы есте церкви Бога жива (рус.: вы храм Бога живаго) (2 Кор. 6,16), но эти слова они толкуют неправо, ибо здесь говорится не о той Церкви, о которой говорится в Символе Веры, как об этом будет сказано после. Иные разумеют под Церковью только храм Божий. И это разумение не вполне верное, потому что в Символе Веры Святой, Соборной и Апостольской Церковью именуется и не храм Божий, и не отдельный человек, хотя бы и святой. Итак, что же такое Церковь? Как узнать, где найти ту Церковь, о которой говорится в Символе?
Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.
Итак, Церковь есть общество, или собрание людей, а не один человек. Церковь есть собрание человеков, соединенных православие верой. Значит, кто верует не православно, тот не принадлежит к Церкви. Церковь есть общество, но общество, не земными властями установленное и поддерживаемое, а Богом учрежденное и Им сохраняемое, как изрек о сем Господь Иисус Христос: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Церковь Христова состоит из верующих во Христа, связанных между собою законом Божиим,— а сей закон Божий заключается в двух заповедях о любви: любить Бога больше всего и любить ближнего, как себя самого. Итак, Церковь есть общество людей, связанных между собою законом любви.
Церковь хотя и именуется обществом, но она не разрознена, как человеческие общества, где каждый человек может жить сам по себе и больше для себя, чем для других; члены Церкви соединены с Главой своею и между собой, как члены тела. Церковь есть тело, но не плотское, а духовное тело — не человеческое, а Христово тело. Как тело состоит из главы и членов, так и Церковь Христова имеет Главу — Христа, а верующие соединены с Ним и между собой, как соединены в одном теле глаза, уши, ноги и прочее.
Как тело оживотворяется душой, так и Церковь оживотворяется одним Духом Христовым, а кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9). Итак, Церковь Христова есть одно тело — Христово тело; у всех членов этого тела одна кровь—Христова Кровь; все они составляют один дух с Господом; члены тела христианина суть члены Христовы.
Человеческое тело управляется главой; и Церковь Христова, как духовное тело, управляется невидимо Христом, Который есть Глава этого тела — Церкви; видимо же Церковь управляется постановленными от Христа освященными людьми. Сии освященные составляют церковное священноначалие, или священство. Три степени священства: епископы, священники и диаконы. Епископы занимают в Церкви место Христа, священники — место апостолов, диаконы назначены для служения при Таинствах.
Тело человеческое оживотворяется духом — и Церковь, как тело Христово, оживотворяется Духом Христовым, Который есть Дух Святой. Духа Святого даровал Церкви от Отца Господь наш Иисус Христос, чтобы Он пребывал в Церкви вовек. Дух Святой сошел сперва на апостолов в виде огненных языков, а чрез апостолов и их преемников — епископов и священников — изливается на всех верующих. Чрез Духа Святого верующим подается многоразличная благодать. Это благодать есть сила Божия. Она подается для того, чтобы мертвых духом оживлять, грешников возрождать, или снова рождать — не плотским рождением чрез утробу матери, а духовным, от воды и Духа в купели крещения.— а согрешивших после крещения обновлять чрез Таинство Покаяния, грешных делать праведными, нечистых — освящать, слабых — укреплять. Всё нужное для духовной жизни подает Дух Святой. Он дает дар пророчества, Он поставляет священников, некнижных научает мудрости, рыбари — богословцы показа. Дух Святой подает радость духовную, Он научает любви, Он умиротворяет смущение мыслей. Он подает кротость, терпение, научает воздержанию.
Эта благодать Святого Духа подается всем верующим; но никто не может взять ее сам собой: ее можно получить только от раздаятелей. постановленных на это от Бога. Сии раздаятели благодати суть епископы и поставляемые от них священники. Благодать Святого Духа подается через Таинства. Всех Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Таинства могут совершать только епископы: без святителя не должно ни крестить, ни совершать брака, говорит священномученик Игнатий Богоносец. Епископы поставляют и священников для совершение Таинств, и диаконов для служения при Таинствах. Где нет епископов, там нет и священников и диаконов, там нет и Таинств. Где нет Таинств, там нет и Церкви. Церковь без священства и без Таинств есть Церковь безблагодатная, не спасительная, Церковь неплодящая, как церковь языческая; там нет духовного рождения, нет чад духовных, а есть только чада плотские; нет жизни духовной — есть только жизнь плотская, греховная; плотская же жизнь в Царствие Божие не приводит. Такова церковь языческая, церковь еретическая, таковы толки раскольнические, таковы общества сектантские: молокане, духоборцы хлысты, штундисты и т. п.
Итак, кто принадлежит к телу Церкви Христовой, кто тщится хранить единение духа со всеми в союзе мира (Еф. 4, 3), кто повинуется епископам, священникам и диаконам Церкви, кто приемлет все семь Таинств и освящается ими, кто во всем следует учению, какое содержит Православная Церковь, кто тщится исполнять закон Христов — тот принадлежит к стаду Христову, тот — Христова овца, тот — истинный христианин, истинный член Православной Церкви, тот имеет надежду на спасение.
Итак, христианин, если хочешь спасти душу свою, пребывай в Церкви. Кто не слушает Церкви, тот выслушай грозное слово Самого Иисуса Христа: если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). «Кто Церкви не слушает,— говорит один святой отец,— тот не сын Церкви. Кто не сын Церкви, тому Христос не Пастырь. Кому Христос не Пастырь, тот не Христова овца... тот напрасно ожидает вечной жизни». «Хочешь спастись,— говорит святитель Иоанн Златоуст,— пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя; Церковь есть ограда; если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем».