Найти тему

5. Учимся оценивать компании с нуля. О мультипликаторах простыми словами

Друзья, думаю, что с этого поста формат блога немного перейдет в разряд моего же обучения. Думаю так будет уместнее.

Я ни в коей мере не призываю воспринимать написанное тут как истину - скорее это мой взгляд на вещи и анализ понятий. Но так как я имею большое желание познать фондовый рынок изнутри, анализ буду производить глубокий и рассказывать простым языком. И буду рад, если публикации кому-то будут полезны!

Итак, чьи же акции покупать? При создании выборки надо научиться делать так:

Причем бить в яблочко!
Причем бить в яблочко!

На просторах Интернета очень много информации по выбору компании для будущих инвестиций. В частности широко используются так называемые мультипликаторы, представляющие собой определенным образом рассчитываемые числовые индикаторы, по которым можно сделать вывод насколько привлекательна компания. Информации по ним очень много (равно как и статей их описывающих), но все статьи дополняют друг друга. Я постараюсь изложить здесь основные мультипликаторы, которые вывел для себя и указать, как я понимаю трактовку их применимости.

Соответственно, на авторство данной статьи я не претендую, это скорее компиляция других статей с моими дополнениями. Чем больше материалов будет на просторах Сети, собранных воедино, тем лучше.

Сразу отметим понятие рыночной капитализации (РК). По сути это стоимость компании на рынке, то есть рыночная стоимость всех акций, умноженная на их количество. В описании мультипликаторов этот термин будет встречаться часто.

Итак, начинаем:

1. P/E (Price to Earnings)

Это один из основных показателей привлекательности компании для инвестора, который, однако не так просто трактовать. Являет собой отношение РК к чистой прибыли компании за год или, что более понятно, отношение рыночной цены 1 акции к прибыли, которую эта акция дает. На деле для инвестора означает срок окупаемости своих вложений при условии, что прибыль на акцию в будущем не поменяется (это важно понимать).

Чем меньше значение P/E - тем лучше. Если значение P/E < 0, это означает, что компания убыточна.
Однако нельзя так явно опираться только это на значение, ибо рыночные условия, в которых существует компания, могут меняться и одномоментный расчет данного мультипликатора может не отражать реальное состояние дел.

2. PEG (Price to Earnings per Growth)

Данный мультипликатор является производным и я встречал его не на всех сервисах оценки компаний. Однако он являет собой прогнозируемый мультипликатор P/E в будущем в расчете на рост прибыли.

Позволяет более обьективно оценить компанию в будущем, основываясь на прогнозах.

3. P/S (Price to Sales)

Данный индикатор вычисляется путем деления цены акции на выручку, приходящуюся на одну акцию (или отношение РК к выручке компании). Явно указывает на недоцененность или переоцененность компании.

Нормальное значение - от 1 до 2. Меньше 1 - недооцененность (можно ожидать роста в будущем). Больше 2 - компания торгуется дороже своей стоимости.

4. P/BV (Price to Book Value)

На мой новичковый взгляд очень полезный мультипликатор, показывающий отношение стоимости акции к величине собственных активов на акцию. По сути отражает подкрепленность акций компании собственным имуществом.

Значение меньше 1 - положительный индикатор, означающий что компания торгуется дешевле, чем сама имеет активов.
Значение больше 1 - уже не очень хорошо, так как в случае банкротства компании и принятия решения о возврате долей акционерам на всех ее имущества не хватит.

5. EV, EBITDA и EV/EBITDA

EV (Enterprise Value ) - стоимость компании с учетом долгов и имеющихся в распоряжении денег.

EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) - доналоговая прибыль компании без учета налогов и амортизации.

Но самый важный показатель - это их отношение, EV/EBITDA, показывающий реально за сколько прибылей компания себя окупает.

Чем меньше данное значение - тем лучше.

6. D/EBITDA

Значение рассчитано путем деления суммы долга на значение EBITDA. По сути отражает сколько прибылей необходимо получить компании для полного покрытия своих долгов.

Чем меньше данное значение - тем лучше.

7. ROE (Return on Common Equity)

По сути показывает рентабельность компании, то есть доходность. Является ярким индикатором того насколько эффективно компания использует свой капитал.

Чем выше данное значение - тем лучше.

Для первого обзора, друзья, думаю хватит. В действительности же мультипликаторов намного больше и их интерпретировать уже тоже становится сложнее. Я базово попробую использовать эти и сравнить свой анализ с общедоступными источниками.

Кому нравится - ставьте лайки, подписывайтесь на канал, всем удачи и профита!