Как я уже писала, с этой осени я обучаюсь на программе профессиональной переподготовки по аналитической психологии (юнгианскому анализу). Наслаждаюсь лекциями :) Сейчас нам рассказывают об основных архетипах.
Слушая о Пуэре (Puer Aeternus — вечный юноша), с удивлением обнаружила в себе букет пуэрильных черт 🙂. Возможно потому, что сейчас рядом со мной — 12-летний стремительно растущий мальчик, и, похоже, я неосознанно подыгрываю ему, чтобы сохранить меняющиеся отношения.
А с другой стороны — да, я и сама сейчас отчасти подросток. Потому что только сейчас, когда задачи первой половины жизни в целом выполнены (дом, сын, дерево) — мечтам детства, неосуществлённым планам, творческим устремлениям позволено снова подняться из глубины и потребовать воплощения. Всё, казалось, надёжно погребено под слоем пепла — ан нет, угли пылают и только и ждут, чтобы из них раздули пламя:). Причём, если речь о творчестве, то это именно Пуэр, а не Пуэлла (женский вариант архетипа, действующий в сфере отношений).
И поскольку это выход в другую идентичность - пороговый, переходный период - тут могут быть эксцессы. Конечно, на другом уже, более зрелом и менее разрушительном уровне. Но по сути-то - это оно и есть, сверхусилие фазового перехода. И этого не избежать, остаётся только ждать, когда всё совершится и уляжется.
А я-то думаю, что не так со мной 😎😎
Немного теории об архетипе подросткового возраста и о Puer Aeternus:
Подростковый возраст — лиминальный, то есть пороговый и переходный.
Лимина́льность (англ. Liminality, от лат. līmen — порог, пороговая величина) — физиологический, неврологический или метафизический термин, обозначающий «пороговое» или переходное состояние между двумя стадиями развития человека или сообщества. Лиминальность связана с изменением социального статуса, ценностей и норм, идентичности (identity) и самосознания (из Википедии).
Задача подростка — нетривиальна. Подросток входит в противоречие с родительской системой и меняет её, так или иначе — просто фактом своего взросления. Вот откуда столько сложностей и непонимания у родителей, ведь они тоже проходят период трансформации, и зачастую — не будучи готовы к этому, то есть не по своей воле. Но не будь этого архетипа в нашей психике — мы не смогли бы развиваться, нас попросту бы не было. Система лишилась бы способности к самовоспроизведению и развитию.
Это если говорить о нормальном течении процесса. Лиминальность — ограниченный во времени процесс, фазовый переход не может длиться долго. Подросток должен стать взрослым, чтобы создать свою систему и стать родителем (ребёнка или своего дела, творческого проекта и тд).
Если же происходит застревание (подросток боится стать взрослым, а родителей это устраивает) — мы имеем рядом с собой хикикомори или вечного бунтаря с сильной привязанностью к матери (отвергаемой только внешне). Причём, это может быть не только родная мама, но и какой-либо социальный институт (нр, государство). Пуэр хочет повалить его, изменить, переустроить под себя, но чтобы эта коллективная "мама" при этом продолжала заботиться о Пуэре.
Вечный юноша (Puer Aeternus) - описание:
Вот характерные черты архетипа Пуэра (из лекций): очень болезненно реагирует на любые ранки, любое давление. С одной стороны — кусает ту самую кормящую грудь и руку, потому что опека его тяготит, она воспринимается как покушение на его собственные границы и потребности, а с другой — в этой ситуации не хочет брать на себя ответственность и избавляться от вот этой самой опеки. Просто он от опекунов требует более комфортного для себя поведения.
Он может быть очарователен, привлекателен, может быть творческим, увлеченным своими мечтами и фантазиями, он сам полон жизни, проектов, но присутствующие рядом люди могут испытывать какое-то странное чувство опустошенности , бессмысленности, хаоса, надуманности, то есть они могут ощущать его инфантилизм как некую скрытую опцию. Сам он в этой опции обычно себе не признается, потому что очень любит эмоциональный комфорт. Присущ также асоциальный индивидуализм, все эти классические вандальные акции с росписью стен в подъездах, с поломкой лифтов, детских площадок — они связаны с архетипом Пуэра (причем такой паттерн поведения свойственен даже молодым шимпанзе, то есть пуэрильность — абсолютно закономерный природный этап развития живого существа).
Пуэр не склонен адаптироваться к обществу, потому что доминирующая подростковая реакция — это реакция оппозиции. А склонен менять общество под себя, достаточно активно примыкая к каким-то нон-конформистским движениям. Склонен к завышенной оценке той идеологии, обычно незамысловатой, к которой он примыкает. Испытывает превосходство над другими, особенно над людьми зрелого возраста, опровергая их ценности и установки. И в этом тоже есть безусловная историческая целесообразность, потому что если бы этого не было (вне оценок «хорошо-плохо») то история бы не развивалась. Пуэрам свойственно чувство, что всё не то, что всё нужно поменять. Бегство от рутины.
Не правда ли, очень раздражающий портрет?:) И в то же время, наверное, каждый помнит, какое это упоение — быть подростком! Я смотрю на своего сына, и энергия юности течёт сквозь него ко мне.
Об этом, как и о любом другом архетипе можно говорить бесконечно. Напишите в комментариях, интересно ли вам услышать больше о Пуэре и о его женском варианте - Пуэлле?
И подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать больше о юнгианской психологии и архетипах.