2,9K подписчиков

«Квадрат» – один лучших фильмов со стебом над идеей «толерантности»

1,5K прочитали
Настоящий автор инсталляции - режиссер фильма. Кадр из к/ф «Квадрат».
Настоящий автор инсталляции - режиссер фильма. Кадр из к/ф «Квадрат».

Прошло три года с победы в Каннах фильма «Квадрат» шведа Рубена Эстлунда. С тех актуальность этого кино ничуть не снизилась.

Кристиан – успешный куратор из музея современного искусства, передвигающийся на «Тесле» и похожий на Марчелло Мастроянни из фильма Феллини. Человек, в общем, неплохой, даже не потерявший юношеские представления о красоте, спасающей мир. Он готовит открытие инсталляции «Квадрат» – арт-объекта, внутри которого каждый может рассчитывать на помощь и понимание окружающих.

Кристиан решается помочь женщине на улице и становится жертвой мошенников, крадущих его смартфон. Он хочет наказать маргиналов: определив нахождение смартфона, раскидывает по почтовым ящикам многоквартирника записки с обвинением в краже. Не каждый житель бедного дома – вор, и Кристиану придется ответить «за базар»... И еще ошибка: по запарке он дает старт пиар-кампании объекта «Квадрат», построенной на жестком эпатаже и далекой от гуманизма и терпимости.

Кристиан по ходу фильма не раз нарушит чужие границы. Кадр из к/ф «Квадрат».
Кристиан по ходу фильма не раз нарушит чужие границы. Кадр из к/ф «Квадрат».

Отличный фильм. Про Европу, как она есть. Стеб над фальшивой и просто неуклюжей реализацией принципов толерантности и инклюзивности, над утопичной борьбой за равенство прав и возможностей, ведущейся методами шовинизма, на языке ксенофобии (помните рекламу с черным мальчиком в худи с надписью «Я самая крутая обезьянка»?).

Насмешка над инфернальными страхами перед русским медведем, и диссонансом европейцев от диких русских акционистов, тут автор вспоминает образ человека-собаки
Олега Кулика, но говорит наверняка и о более современных деятелях, вроде участников группы «Война».

С современного искусства пылинки сдувают, старые памятники рушат. К/ф «Квадрат».
С современного искусства пылинки сдувают, старые памятники рушат. К/ф «Квадрат».

Качественный стёб над неадекватными плясками вокруг меньшинств. Сидит лицо с ограниченными возможностями и шлет все по матушке и по батюшке. Просто гробит все международное мероприятие, где собрались культурные люди. Но у него синдром Туретта, значит, это почти святой...

Есть и аллюзия на зоны безопасности, где немок не тронут мигранты. Звучит хохот над инфантильной хипстотой в социальном маркетинге. Подается подкрепленный отсылками к «Сладкой жизни» сигнал о новой «некоммуникабельности», вызванной волной миграции и все тем же трендом на эрзац-инклюзивность. Есть ирония над упертыми сторонниками радикальной свободы слова (привет «Шарли»).

Хипстеры смастерили эпатажный пиар проекта «Квадрат». Кадр из к/ф «Квадрат».
Хипстеры смастерили эпатажный пиар проекта «Квадрат». Кадр из к/ф «Квадрат».

Длинный и сложный фильм без четких выводов, показывающий мусорную кучу этических и социальных проблем Европы, в которую Европа сама себя и загнала. И, да. Фильм не против настоящей гуманистически продуктивной толерантности. Даже за. Он про то, как вымученная, выращенная глупой полит-пропагандой и размноженная спекулянтами «толерантность» часто оказывается взрывчаткой в руках идиота.

При этом кино в равной степени самокритика и самопиар режиссера Рубена Эстлунда, который в жизни и является автором инсталляции «Квадрат». Подобно героям фильма режиссер и сам занимается эпатажем, чтобы привлечь внимание к гуманистическим ценностям.

Человек-обезьяна создан под влиянием человека-собаки Олега Кулика. К/ф «Квадрат».
Человек-обезьяна создан под влиянием человека-собаки Олега Кулика. К/ф «Квадрат».

Его фильм насмехается над современным искусством, толерантностью и прочим не с целью дискредитации, а почти как в соцреализме – показывая перегибы на местах, которые сбивают с пути прогресса. Впрочем, злой сарказм или добрая ирония – это уже на выбор зрителя, автор дает нам эту возможность, ведь мы при просмотре тоже внутри «Квадрата», значит, нам гарантированы права на свою точку зрения и... толерантность.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Фильм «Китобой» – одна из лучших российских драм в 2020 году
Возможно, самая сильная европейская драма года – «Конференция»