В 2020 году стриминговые сервисы окончательно стали главным символом глобализации. В эпоху карантинов и локдаунов только самый ленивый швед не оформил себе хотя бы одну подписку на «сериальчики». Благодаря этому очень достойный российский сериал «Эпидемия» вошел в десятку самых популярных иностранных шоу Netflix – если бы не лидер мирового стриминга, возможно граждане американцы никогда бы не узнали о существовании сериала, который очень уж точно попал в новостную повестку 2020 года.
Но пионером в тотальном покорении Netflix в 2018 году стал испанский La casa de papel – проект студии Vancouver Media – в переводе с испанского «Бумажный дом». Это очень качественно снятый сериал о том, как ученый ботаник (Альваро Морте) собирает группу не чистых на руку и виновных перед законом талантливых преступников, чтобы ограбить монетный двор. Ну а чтобы было, что грабить, предварительно напечатать сотни миллионов евро силами этого самого монетного двора.
Только что озвученный спойлер никак не испортит впечатление от просмотра, потому как в «Бумажном доме» само ограбление и его отдельные хитрости, а также любимая всеми в таких сюжетах подготовка к нему главных героев, занимает не больше тридцати процентов тайминга. Остальное – это взаимодействие харизматичных главных героев – как восьми «злодеев», каждый из которых вместо имени использует кличку в честь одного из крупных мировых мегаполисов, так и их антагонистов полицейских, положительными персонажами которых назвать возможно не всегда.
Постоянные клиффхэнгеры заставляют сравнивать «Бумажный дом» с любимым знатоками жанра «Побегом» с Вентвортом Миллером в главной роли – одинаковые робы героев испанского сериала лишь усиливают эффект. Если вам зашел когда-то ставший просто религией сериал про побег из тюрьмы и вы до сих пор под впечатлением от изобретенных Лостом флэшбеков – советую перед просмотром первой серии «Бумажного дома» запастись временем – вы вряд ли отойдете от экрана, пока не досмотрите сезон до конца. А уж саундтрек и вовсе будет с вами во всех плейлистах – к счастью, создатели не ограничивали себя испаноязычными исполнителями, и получилось просто бомбически.
Интересно, что на родине сериал, который канал Antena 3 показывал сериями по 70 минут, провалился в 2017 году и был закрыт после первого же сезона с кошмарными рейтингами. Новую жизнь проекту дал Netflix и как раз благодаря уже упомянутой глобализации – дело в том, что La casa de papel, выкупленный стримингом в 2018, тут же попал в подборки сериалов для носителей испанского языка, которых по всему миру намного больше, чем в самой Испании. Как итог – вся Южная Америка и многочисленные агломерации по всему миру продвинули «Бумажный дом» в топ Netflix, который продлил шоу на второй сезон, снятый намного более масштабно.
В успехе сериала в Латинской Америке сыграли роль не только родной язык и знакомые образы, оставшиеся от линии ограбления семьдесят процентов тайминга – это постоянные «мексиканские страсти», несколько любовных линий, вызывающий отвращение антигерой с соответствующей кличкой Берлин, два брата амбала, один из которых гей… Того и гляди, что в любой момент на блестящем мотоцикле выкатит Марио Касас из «Три метра над уровнем неба» и влюбит всех в себя своей обезоруживающей улыбкой.
И впечатление это отнюдь не обманчиво – создатель сериала Алекс Пина до «Бумажного дома» успел спродюсировать обе части прогремевшей испанской драмы про «любовь, которая уносит в небо». Рецепт смешения ограбления банка, любовных треугольников в сочетании с клиффхэнгером в конце каждой серии вроде бы прост и понятен, но работают эти, возможно устаревшие в 2020 году, приемы безотказно. Часть зрителей это будет раздражать, других раззадоривать к просмотру следующей и следующей серии, но равнодушным не оставит никого.