1. Свобода — вопрос пространства, материи и идеи. Не времени. Материя и идея нужны для формирования того, кто будет свободен. Идея, — идея свободы, — нужна ещё дополнительно для свободы того, кто будет свободен.
2. Абсолютная свобода такова, что на свободного никто не давит извне. Абсолютно свободный находится в вакууме. Естественно, с нулевым давлением.
3. Не дай Бог абсолютно свободному оказаться всесторонне развитым. Его будут тянуть во все стороны развитые элементы его строения. Ещё хуже, даже катастрофично для абсолютно свободного быть активно всесторонне развивающимся. Тогда его разорвёт сперва в мелкие клочья, потом на молекулы, далее на атомы и частицы. Потом кварки, антикварки и глюоны разных ароматов и цветов. Ничего не напутал? Да! Если кто достаточно музыкально развит, то и суперструны, соответствующе настроенные.
4. Свободу свободного можно искать и находить (1) в нём самом, назовём это свободой на стороне субъекта или даже свободой в его теле.
Свободу свободного можно искать и находить (2) вне его самого, назовём это свободой на стороне объекта или даже свободой вне его тела, свободой ближайшего окружения и далее в бесконечность.
Наконец, свободу свободного можно искать и находить (3) в отношении или связи субъекта и объекта, назовём это свободой в отношении и связи сторон.
Мыслить абсолютную свободу (1) на стороне субъекта придётся так, что в вакууме находится неподвижный, в состоянии полного покоя, свободный. Он свободен лишь внутри себя и потому вовне его не тянет. Он сосредоточен на себе. Свобода есть свобода покоя. Абсолютная свобода есть абсолютный покой и полная неподвижность. Сосредоточенность так свободного на себе самом должна привести к исчезновению объёма и материи свободного, превращению его в точку.
Мыслить абсолютную свободу (2) на стороне объекта придётся так, что сколь бы ни был объект плотен, объект всё же прозрачен для субъекта и субъект движется по прозрачному для него объекту, заштриховывая своей траекторией весь объём объекта. Субъект свободен лишь вовне и потому вовне его и тянет. Свобода есть свобода передвижений. Абсолютная свобода есть путешествие свободного с бесконечной скоростью и заполнение им собой всего пространства мира.
Мыслить абсолютную свободу свободного (3) в отношении или связи субъекта и объекта придётся так, что объект не прозрачен для субъекта, выступает сам субъектом и первому субъекту необходимо адекватно с ним выстраивать отношения, которые и составляют свободу первого субъекта. А значит — познавать второго субъекта прежде, чем вступать с ним в отношения или по мере складывания отношений. Если второй субъект не просто сопротивляющийся первому природный предмет или вредная скотина, но полноправный и равноправный с первым субъект, ему тоже придётся заняться познанием — познанием теперь уже первого субъекта. Так что абсолютная свобода в этом случае будет полнотой познания другого субъекта и выстраивание с ним таких отношений, которые учтут специфику другого субъекта и, уж тем более, не окажутся деструктивными, ломающими его и его свободу отношениями. Первый субъект, допустивший разрушительное действие относительно второго субъекта, хотя и может сохраниться сам после атаки, но свободы ему уже не видать. Ибо пространство свободы именно в отношениях с другим. А если нет другого, нет отношения и нет свободы. Одинокий — несвободен.
5. Ни ума, ни сознания, ни общества свободному со стороны субъекта или со стороны объекта принципиально не требуется. Свобода покоя или свобода передвижения не нуждаются в уме и сознании. И они принципиально одиноки. В общении и, следовательно, в обществе у них нет нужды. Есть атомы и пустота, они движутся или покоятся. Прочее — досадное излишество от лукавого.
Только осмысление свободы субъекта, осуществляющейся как свободно выстраиваемое отношение с объектом, мыслимом в пределе как иной субъект, приводит первого субъекта к необходимости ума, сознания и общества.
6. Примеры третьего понимания свободы.
«Сущность «особой личности» составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество...» (Маркс, К. К критике гегелевской философии права. — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. второе. В 50 тт. Т. 1. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 242.)
«Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». (Маркс, К. Тезисы о Фейербахе. — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. Изд. второе. В 50 тт. Т. 3. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 3.)
«Если корень ложного существования состоит в непроницаемости, т. е. во взаимном исключении существ друг другом, то истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом как в себе или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа. Основанием и типом этой истинной жизни остаётся и всегда останется любовь половая, или супружеская. Но её собственное осуществление невозможно, как мы видели, без соответствующего преобразования всей внешней среды, т. е. интеграция жизни индивидуальной необходимо требует такой же интеграции в сферах жизни общественной или всемирной. Определённое различие или разделённость жизненных сфер, как индивидуальных, так и собирательных, никогда не будет и не должно быть упразднено, потому что такое всеобщее слияние привело бы к безразличию и к пустоте, а не к полноте бытия. Истинное соединение предполагает истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Как в любви индивидуальной два различные, но равноправные и равноценные существа служат один другому не отрицательною границей, а положительным восполнением, точно то же должно быть и во всех сферах жизни собирательной; всякий социальный организм должен быть для каждого своего члена не внешнею границей его деятельности, а положительною опорой и восполнением: как для половой любви (в сфере личной жизни) единичное «другое» есть вместе с тем всё, так, с своей стороны, социальное всё, в силу положительной солидарности всех своих элементов, должно для каждого из них являться как действительное единство, как бы другое, восполняющее его (в новой, более широкой сфере), живое существо». (Соловьёв, Вл. С. Смысл любви. — Соловьёв Вл. С. Философия искусства и литературная критика. — М.: Искусство, 1991. С. 157.)
7. Абсолютная свобода возможна. Имейте лишь в дополнение к абсолютному уму и абсолютной воле достаточно деликатности для приличного общения.
8. Рабство — это несвобода. Поэтому типы рабства противоположны типам свободы. Видящему (1) свободу в себе не дают сосредоточиться. Видящему свободу в ином (2) не дают путешествовать. Видящего свободу в общении с другими людьми (3) изолируют. Недальновидная политика рабовладения, желающего быть изощрённым, приводит к тому, что методы рабства не совпадают с представлениями вроде бы раба о свободе и рабстве. Поэтому видящему (1) свободу в себе легко сосредоточиться в изоляции. А если видящего свободу в ином (2) постоянно развлекать, не давать сосредоточиться, он начнёт испытывать к вам благодарность, а не то что возненавидит вас как злого рабовладельца. Ежели же видящего свободу в общении с другими людьми (3) рабовладельцу прогнать от себя, превратить в Вечного жида, непрерывного коммивояжёра, по дороге этот купец непременно начнёт общаться с людьми и станет воспринимать мотание по миру не как рабское беспокойство, а как призвание и даже предназначение, миссию.
9. Оставайтесь свободными. В этом состоянии с вами приятней общаться.
2015.13.12.