Любые взаимоотношения между людьми подчинены и находятся в рамках эго состояния человека (ребенок, родитель, взрослый), в котором он вступает во взаимодействие с окружающим миром. Эти состояния не всегда четко ограничены и между ними человек может быстро переключаться. Если человек осознает их, то может использовать с выгодой и пользой, в том числе, чтобы выстраивать наиболее эффективные коммуникации. С другой стороны, зацикливание или застревание в какой-нибудь ролевой позиции, относящейся к одной или двум эго состояниям приводит к внутреннему дисбалансу и конфликту с внешним пространством. Эго состояние ребенка – это желания, обиды, эмоциональность. Состояние родителя соответствует ограничениям, долгу, защите того или тех, кто находится в детском эго состоянии, добыче и сохранению ресурсов. Состояние взрослого – это рассудительность и трезвомыслие, стремление к разрешению проблемы оптимальным образом.
Последовательность психологических переходов и действий, которые выполняет человек складывается из проявления и оформления желания во внутреннем ребенке, затем внутренний родитель либо ограничивает и запрещает желание, либо если внутренний взрослый решает, что это желание имеет возможность реализоваться, или сопротивление желанию невозможно, то объясняет себе так или иначе правомерность и законность этого желания. Тогда внутренний родитель, получив разрешение и объяснение от взрослого на исполнение желания, каким бы необъективным и возможно не разумным оно не было, выступает на защиту желания внутреннего ребенка и делает все для его воплощения в реальность. Таким образом, не имеет значения насколько неадекватен отдельный человек, психологические механизмы производят схожую работу. Если для внутреннего взрослого, в его картине мира, отсутствуют социальные границы и уважение к окружающим людям, если его внутренний настрой, подкрепленный соответствующим научением, выработал в себе склонность к потреблению и использованию чужих ресурсов, то выдача индульгенций для действий родителя производиться быстро и без особых внутренних сомнений. Вопрос для внутреннего родителя будет стоять лишь в том, как защитится и выйти сухим из воды. Выгода в краткосрочной перспективе бывает очевидна, но в долгосрочной любое нарушение баланса, которым является не взаимообмен, а потребление чужих ресурсов приводит к негативным последствиям.
Внутренний ребенок нуждается и желает. Он хочет от внешних объектов принятия его как личности, восхищения собой, собственной уникальностью, постоянным подтверждением этой уникальности, любви и заботы, удовлетворения своих желаний, ребенок ревнив и обидчив. При ограничении и сопротивлении чувствует себя жертвой. Тогда внутренний родитель защищает ребенка и противостоит тем, кто его обидел. Если внутренний взрослый не сбалансирован и необъективен, то человек быстро закрепляется в состоянии жертва - преследователь. И может бесконечно прокручивать в уме и транслировать окружающим, как он несчастен и как несправедливо с ним поступили. Или же перейти в состояние преследователя, которому все всегда должны, и только он единственный и неповторимый, желания которого не могут быть ограниченны желаниями и границами других.
Ролевая жизненная позиция, в которой находится человек при взаимодействии с другими, всегда отражает то внутреннее эго состояние, которое в человеке гиперболизировано и в силу которого в человеке происходит перекос. Другие люди бессознательно или осознанно зацепляются за эти психологические выступы, так как имеют собственные противоположные перекосы. Они в результате подходят друг другу как ключ к замку, такая связь между людьми может быть и весьма токсичной, и трудно разрываемой.
Вместе с тем человек находящийся во внутреннем противоречии своему природному призванию, своей животной основе, то есть мужчины или женщины. Воспроизводя в своем характере черты и манеру поведения, соответствующую противоположному полу, создает, как внутри себя дисбаланс и разрушение, так и негативно влияет на окружение для которых он может быть авторитетным.
Исходя из начальной позиции внутреннего ребенка каждый человек нуждается в принятии и любви. Влюбленные и зависимые друг от друга мужчина и женщина находятся в детских, открытых и уязвимых эго состояниях. Некоторое время их переживания яркие и сильные, и баланс сохраняется, так как они, как бы становятся одним целым, их внутренние родители и взрослые работают заодно и в общих интересах. Но как известно, ни один внешний стимул, не может так же ярко и сильно вызывать переживания, как в первое время. Со временем эмоции затихают и то, что их вызывало может даже отталкивать. Так происходит с любым внешним объектом и импульсом, который от него исходит, часто повторяющийся и однообразный начинает отталкивать, а притягивать к нему может лишь воспоминание о силе когда-то полученных переживаний и эмоций, и также желание вновь повторить эти переживания.
Поэтому, через время эмоции меняются и люди изменяют, как ролевые позиции, так и эго состояния. Кто-то один остается в детском влюбленном и зависимом, а другой переходит в родительское и позволяет себя любить, возможно, что просто пользуется ресурсами того, кто сильнее любит. Тот, кто перешел в родительское состояние уже не дает необходимой любви своему спутнику, тем самым погружая его еще больше в детское состояние и стремление заслужить и добиться этой любви и сделать так, чтобы все было как раньше, была страсть и обоюдное желание. Но другой уже изменился, он в состоянии родителя не может испытывать страсти к ребенку, он может либо имитировать из жалости и заботы, либо отвергать. Когда люди не понимают изменения, которые с ними произошли, даже при изначально лучших побуждениях они начинают мучать друг друга. В осознанном состоянии человек может пытаться сохранить такой баланс, отдавая себе отчет что происходит с его спутником, какие психологические процессы тот переживает; сохраняя определенную трезвость ума и хладнокровие он может отдалятся - дистанцироваться или приближаться.
Например, мужчина, влюбленный в женщину, которая испытывает к нему слабые эмоциональные чувства вступает с ней во взаимоотношения по принципу мать и сын. Он нуждающийся в любви ребенок, она же не испытывает к нему сексуального желания, спровоцированного страстью. Несмотря на то, что на первый взгляд женщина воспринимается мужчиной прежде всего как сексуальный объект, это далеко не так, мужчину притягивает образ с определенными характеристиками, который уже существовал в его голове и этот идеализированный образ он переносит на конкретную женщину. Он связывает этот образ с ней, достраивает в своем уме, ожидая от этого образа принятия его как индивидуальной личности. Женщина же, не имея соответствующих эмоций может относится к нему в этой ситуации, как холодная мать отвергая его и не давая ему любви, но придерживая его возле себя, чтобы получать ресурс в виде его зависимости и удовлетворения своего тщеславия. Либо может принимать со снисхождением его ухаживания, выступая в роли положительной матери, отдавать ему ту любовь и заботу, на которую способна, и удовлетворять его желания. В случае если положительная ролевая позиция матери в женщине сильная, то такие отношения какое-то время существуют. Но в большинстве случаев, если мужчине не удается разбудить в женщине эмоций, под воздействием которых она начинает воспринимать его, как мужчину, а не ребенка, нуждающегося в заботе, то если отношения и возникают, то носят потребительский характер. В случае же положительного ответного отклика баланс некоторое время сохраняется. Но нет ничего постоянного. Для сохранения баланса необходим вклад двух сторон, но чаще всего женщина, не пытается как-то работать над его сохранением и потеряв эмоции к одному, легко находит необходимые реакции в других.
Внешние среда, объекты, окружающие люди стимулируют человека двигаться в их направлении, получать, обладать раздражая рецепторы и нейромедиаторы, провоцируя выброс различных гормонов, создающих яркие эмоции, переживания, ощущения и т.д. Но весь комплекс эмоций находиться внутри самого человека, и это только его выбор, как реагировать на стимул. Внутренняя радость, уравновешенность, счастье исходят изнутри, всегда рядом и под рукой. Эти состояния не зависимы от внешнего воздействия. Научившись управлять и правильно контролировать себя, обучая свои реакции человек обретает свободу.