Найти тему

Почему в сказках столько мачех?

Оглавление

Есть несколько причин

Фаина Раневская в роли Мачехи. Кадр из фильма "Золушка", 1947 г.
Фаина Раневская в роли Мачехи. Кадр из фильма "Золушка", 1947 г.

Замечали, наверное, что во многих сказках разворачивается следующая история. Есть главная героиня - добрая, работящая девушка. И есть буквально ненавидящая ее мачеха, а то и весь комплект злых сводных сестер, чтобы уж совсем бедняжке жизнь медом не казалось.

При этом отец никак родную дочь не защищает, только разводит руками. А чаще вообще практически никак не отсвечивает. Готов по приказу мачехи и в лес ее отвести, оставив там на погибель. Или даже никакого отца вовсе не упоминается. Вроде как он есть, но настолько сказочника не интересует, что не удостаивается ни единого слова.

А вот обратную ситуацию мы в сказках не встречаем. Кто-нибудь может вспомнить хоть одну, где бы упоминался отчим?

Почему же именно мачеха так часто становится антагонисткой сказочной героини? Откуда вообще столько мачех в сказках?

Как это часто бывает, исследователи находят сразу несколько объяснений.

Отражение реальности

Кадр из фильма "Золушка", 1947 г.
Кадр из фильма "Золушка", 1947 г.

Это лишь в наше время роды перестали походить на русскую рулетку. А раньше шансы рожающих женщин досрочно отправиться в мир иной были крайне высоки. Медицина была неразвита, об антибиотиках и обезболивающих можно было только мечтать. Поэтому ситуации, когда отец оставался без жены с ребенком на руках, возникали слишком часто.

Но социальные, экономические и моральные нормы того времени требовали - умерла жена, не ходи вдовцом, срочно женись еще раз. Дому нужна хозяйка! Так у ребенка появлялась мачеха.

Требования композиции

Кадр из фильма "Золушка", 1947 г.
Кадр из фильма "Золушка", 1947 г.

Как ни крути, а сказка - это литературное произведение и, соответственно, ее пространство подчиняется определенным композиционным требованиям. Не бывает увлекательной истории без сюжетного конфликта и антагониста. В сказках про мачеху героиней у нас практически всегда выступает девочка, а не мальчик.

И это не случайно. Для мальчиков в сказках существуют свои вызовы, которым они должны отвечать. И чаще всего эти вызовы лежат за пределами семьи.

А вот девочка должна доказать свою состоятельность, выдержав состязание в семье. Но не с отцом же ей бороться за место под солнцем. Да и с родной матерью - это как-то не очень по-сказочному получается. Поэтому вводится фигура мачехи.

Борьба против матриархата

Кадр из фильма "Золушка", 1947 г.
Кадр из фильма "Золушка", 1947 г.

И напоследок еще одно объяснение. Иногда приходится слышать мнение о том, что в сказках властные мачехи при безвольных отцах - это отголоски матриархата. Тут требуется некоторое уточнение, поскольку направление мысли верное, но суть немножко в другом.

Предтечи подобных сказок стали появляться не в саму эпоху матриархата, а уже в тот момент, когда на сцену стал выходить патриархат. Ведь нам рисуют фигуру мачехи в отрицательных красках, чего не могло быть при матриархате.

Перед нами как раз момент слома традиции, когда требовалось осудить матриархат, показать его вредным и злым. Именно поэтому мачехи такие властные, но такие противные.

Вот такие предлагаются объяснения. Какое вам больше понравилось? Пишите в комментариях!

_________________________________

Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!