Найти тему

Дело было в Ростокине. Станислав Ростоцкий любил ковбойские шляпы

Станислав Ростоцкий  ездил  на съемки с улицы Эйзенштейна

Станислав Ростоцкий любил ковбойские шляпы и мог снимать вестерны, но снял "А зори здесь тихие" . Фото с сайта kinopoisk.ru
Станислав Ростоцкий любил ковбойские шляпы и мог снимать вестерны, но снял "А зори здесь тихие" . Фото с сайта kinopoisk.ru

«В 1968 году жена мне сказала: «Я тебя поздравляю.. С сегодняшнего дня ты живёшь на улице Сергея Эйзенштейна». Да, действительно тогда 4-й Сельскохозяйственный проезд, на котором стоял наш дом, переименовали. С этого дня я живу на улице своего учителя…» — писал Ростоцкий в воспоминаниях, которые так и назвал: «На улице Эйзенштейна».

Работа и учёба рядом с домом

Первый раз он появился здесь (нынешняя улица Вильгельма Пика была ещё 3-м Сельскохозяйственным проездом) в августе 44-го.  Кавалер ордена Красной Звезды рядовой 6-го Гвардейского кавалерийского корпуса без ноги, на протезе, пришёл поступать на режиссёрский факультет ВГИКа.

В 1952-м — направление на Центральную студию детских и юношеских фильмов им. Горького, сегодня это улица Сергея Эйзенштейна,  8.

В 1961 году уже извесный режиссёр, снявший «Дело было в Пенькове», получил квартиру в 8-этажном кирпичном доме, который Студия Горького построила для своих сотрудников.

С супругой Ниной Меньшиковой дома. Фото с сайта kinopoisk.ru
С супругой Ниной Меньшиковой дома. Фото с сайта kinopoisk.ru

Мэтр в смокинге

— Станислав Иосифович, Нина Евгеньевна с сыном Андреем жили сначала на 4-м этаже в двушке, а потом переехали на 7-й, на нашу лестничную клетку, — рассказывала Марианна Ростоцкая, киновед, вдова Андрея Ростоцкого.

— Накануне нового, 75-го года, Станислав Иосифович пришёл к моим родителям знакомиться и звать в гости, но они уже были приглашены в другое место, так что к Ростоцким пошли мы с бабушкой. Мне тогда было лет 12, помню и огромную, под потолок, нарядную ёлку, и Нину Евгеньевну в длинном вечернем платье, и Станислава Иосифовича в настоящем смокинге, и потрясающее сациви на столе, Нина Евгеньевна готовила сама.

«Не бери таких дур на картину!»

— Станислав Иосифович был пижон, — вспоминает Марианна Ростоцкая. — Модно и красиво одевался, любил шарфы, шейные платки. Как заместитель председателя Комитета по защите мира часто ездил за границу, привозил красивые вещи не только Нине Евгеньевне, но и себе.

Он любил женскую красоту, как мужчина - увлекался. Но это была удивительно дружная и крепкая семья, предмет зависти многих кинематографистов. Он был невероятно притягателен. И когда ему было под 80, в него можно было влюбиться. Нина Евгеньевна была мудрая, всегда всё четко разруливала, никаких лишних вопросов и придирок.

Как-то  был случай. После съёмок одного из фильмов ему пришла телеграмма, что-то вроде «Больше без тебя не могу, люблю, скучаю…». Он показал жене,  она сказала: «Прошу тебя, в следующий раз не бери таких дур на картину!»

Вместе с ними ушло большое советское кино . Станислав Ростоцкий . Фото с сайта kinopoisk.ru
Вместе с ними ушло большое советское кино . Станислав Ростоцкий . Фото с сайта kinopoisk.ru

«Светлана Михайловна — это я»

Когда Нина Евгеньевна прочла сценарий «Доживём до понедельника», сразу попросила роль Светланы Михайловны. Во время съёмок требовала у гримёра, чтобы он её специально уродовал, создавая образ «всё, что мне не идёт». И в то же время это она придумала лирическую тему с героем Тихонова —что она в него влюблена. Она пыталась очеловечить эту женщину, показать её внутреннюю драму. Когда картину показали на съезде учителей, была овация. А один учитель-мужчина подошёл к съёмочной группе, где была Нина Евгеньевна, и сказал:

«Спасибо вам, ведь Светлана Михайловна — это я!»

У Нины Евгеньевны был красивый голос, снималась она мало, а озвучивала много. В «Мужчине и женщине» Клода Лелуша героиня Анук Эме говорит голосом Меньшиковой.

Андрей Ростоцкий. Фото с сайта kinopoisk.ru
Андрей Ростоцкий. Фото с сайта kinopoisk.ru

Из Ростокина — в Медведково

«Счастье — это когда тебя понимают», — говорил герой «Доживём до понедельника» Генка Шестопал героине Ольги Остроумовой, раскачиваясь на брусьях в спортзале школы № 274. Этот фильм Станислав Ростоцкий снимал в только что открывшейся школе на улице Тихомирова в Медведкове.

С пониманием Ростоцкому повезло. Каждая его картина не просто вызывала интерес, но и становилась событием: «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие…», «Белый Бим Чёрное Ухо», «Эскадрон гусар летучих», «И на камнях растут деревья».

При этом Станислав Ростоцкий оставался среди первых официальных деятелей советского кино: лауреат Ленинской премии, двух Государственных, премии Ленинского комсомола, заслуженный деятель искусств, народный артист СССР.

Во второй половине 80-х, с началом перестройки он, как и другие крупные режиссёры — Сергей Бондарчук, Юрий Озеров, Лев Кулиджанов, — оказался  не у дел.

Вместе с этими людьми ушло и большое советское кино.

Последние кадры

В 90-е годы Ростоцкий  фильмы снимать перестал. Не только из-за развала отечественной киноиндустрии. Но прежде всего потому, что не видел, о чём снимать. Ростоцкий считал, что кино должно вселять в зрителя веру в жизнь, доказывать, что жить стоит несмотря ни на что. Но спрос был на чернуху.

Отдушиной  для  режиссера  стал кинофестиваль «Окно в Европу», который  каждый  год проходит в Выборге. Он подолгу — по полгода и дольше — жил в доме на берегу Финского залива, думал, рыбачил.

Дом, где жил Ростоцкий в Высоцке, в Выборгской области. фото с сайта kinopoisk.ru
Дом, где жил Ростоцкий в Высоцке, в Выборгской области. фото с сайта kinopoisk.ru

Там же, на шосе Высоцк — Выборг, 10 лет назад, в августе 2001 года остановилось сердце режиссёра. Он был за рулём «Волги», они с женой ехали на открытие фестиваля.

Эпилог

Нина Евгеньевна прожила в квартире на Эйзенштейна ещё 6 лет, её не стало в 2007-м. Их  сын, Андрей Ростоцкий, заслуженный артист России, погиб на съёмках фильма «Моя граница» через год после отца.

Марианна Ростоцкая заведует кафедрой эстетики, истории и теории культуры во ВГИКе. Она создала фонд Ростоцких — Станислава Иосифовича, Андрея и Нины Евгеньевны В 2011 года она стала инициатором открытия мемориальной доски на доме, где все они жили.