На мой взгляд, это политическое обозначение из уст простого жителя звучит весьма цинично. "Пояс безопасности" для одних оказался трагедией, а для других "верным решением". А если ещё учитывать серьёзный дисбаланс в численности населения "пояса" и "опоясываемых" (не в пользу последних), то развитие нынешних событий было предрешено. Но о городах этих мы уже говорили. А нынешняя публикация посвящена местностям, которые не попали в "пояс", но находятся в непосредственной близости от карабахских городов.
Начнём с Аггёлского Национального Парка (Ağ göl Milli Parkı), который находится между Агджибадинским и Бейлаганским районами. О них речь пойдет ниже. В советский период до 1978 года на месте нынешнего заповедника функционировал Государственный природный заказник с богатой флорой и фауной. А в 2003 г. был открыт Национальный Парк, где категорически запрещена охота.
"Здесь произрастает более 100 ценных лекарственных трав, постоянно обитает около 300 видов птиц. Из 72 охраняемых Красной Книгой Азербайджана видов, 36 обитают именно в Аггельском Национальном парке." (директор Национального парка Логман Мирага оглы Мехтиев в интервью корреспондентам Minval.az Г.Сулейманова)
Город Агджабади известен как поселение с 1593 г. Часть нынешнего города называли Халфараддин. По крайней мере есть сведения, что в 19 веке именно так называли проживавшую в селении общину из 88 семей. Этимология топонима означает "большое жилище".
Сам город начинает свою историю в период советской власти. В1962 г. посёлок Агджабади получил статус города. Однако сам Агджабадинский район, организованный лишь в 1930 г. и ставший в 1965 г. самостоятельным районом, является местом поселений эпохи энеолита, бронзы и средневековья. В основном памятники культуры разных эпох в виде курганов находятся в Камилтепе, Наргизтепе, Гаракобар, Янтепе, Галатапа и Гавур.
Канал Гавур относят к периоду походов Александра Македонского. Однако достоверно известно, что восстановительные работы ранее существовавшего канала были проведены при Тимуре в 16 веке.
Город Бейлаган был построен на месте Байлакана, средневекового города Кавказской Албании, который предположительно построен был Сасанидами Ирана. В 1221 г. монголы разрушили этот город. А в 1403 г. Тимур на этом месте построил новый город, Бейлаган. В советские времена город переименовали в Ждановск. Историческое название города вернули в 80-е г.г. прошлого столетия. Этимология же топонима восходит к алтайским словам - "пиля" означает "равнина", "степь", а "ган" окончание , характеризующее населённый пункт.
Как и соседний Агджабадинский район, по всему Бейлаганскому району обнаружены древние поселения различных культур.
Развалины Кара-тепе (VII—IV в.в. до н.э.) в селе Оренкала
Развалины Бейлакан Орен-Кала (Örənqala) относятся V-XIII в.в. близ села Кябирли.
Развалины (средневековье) в селе Тазакенд
Кладбище Сары-тепе (VII—VI в.в. до н.э.) близ села Ашуглы Первые
Развалины Чардахлы (бронзовый век) и Кюль-тепе (XI—XIII в.в.) близ села Ашагы-Чеменли
Святилище пророка Джарджиса (или Георгия) в селе Шафаг, ставшее местом паломничества христиан и мусульман, связано с именем святого из Палестины, который проповедовал единобожие и добрался до этих мест. Мавзолей, основанный в 1902 г. местным жителем Гаджи Гурбаном, был окончательно построен его сыном Гаджи Гулу. Архитектором мавзолея был выходец из Тебриза, мастер Гасан. О достоверности исторической что-либо сказать не могу, но верующие и по сей день посещают это место как святилище, или пир.
Историко-краеведческий музей был создан в 1981 г.
Город являлся в средневековье торговым центром и славился ремёслами, где высокого уровня достигло гончарство и производство стекла. Развиты были также ткачество, ковроткачество, шелководство, художественные промыслы.