Так называется метод психической регуляции, который современные психологи разработали по мотивам стоических упражнений. Метод основан на трёх положениях стоической философии: 1) нас беспокоят не вещи, а наши собственные представления об этих вещах; 2) мы можем распознавать и анализировать свои представления; 3) мы можем менять свои представления в лучшую сторону. То есть, если нам мешают жить зависимости, тревоги, страхи или другие психологические проблемы, мы должны найти в своей голове мысли, которые это делают, и изменить их — реструктуризировать. Тем самым проблема будет снята. Конечно, это легче сказать, чем сделать. Поэтому давайте по шагам:
- Запись. Надо вести дневник, в который записывать все свои негативные мысли и подробные описания ситуаций, в которых эти мысли возникли. Например, сегодня был расстроен, потому что Васечкин посмеялся над моей работой (и подробно описываем чувства и ситуацию).
- Анализ. Надо обдумывать эти свои записи, сопоставлять и выявлять ситуации, которые являются триггерами негативных мыслей. Например, всякий раз, когда кто-то на работе высказывает критику в мой адрес, мне кажется. что меня не ценят.
- Спор. Подвергаем свои негативные мысли критике. Например, если бы меня не ценили, то не поручили бы такой ответственный проект. Мой шеф хорошо отзывается обо мне. Васечкин просто завистливый человек.
- Замена. Отбрасываем несостоятельную негативную мысль и находим ей правильную замену. Например, я ценный сотрудник, но невозможно нравиться всем. Нужно просто делать своё дело и не обращать внимание на злопыхателей.
В принципе, при наличии опыта когнитивную реструктуризацию можно проделывать на лету без ведения дневника и долгих размышлений. Вот как это делал Эпиктет почти две тысячи лет назад:
"Вот и у меня был железный светильник перед богами. Недавно я услышал шум в окошке и бросился туда. Вижу — светильник стащили. Я заключил, что стянувшего побудило к этому что-то не неубедительное. Так что же? Завтра, говорю, найдешь глиняный. Теряют ведь то, что имеют… Потому у меня и пропал светильник, что в бодрствовании вор был сильнее меня. Но он вот как дорого заплатил за светильник: за светильник он стал вором, за светильник стал бесчестным, за светильник стал звероподобным".
То есть Эпиктет не стал убиваться по поводу кражи, а нашел себе утешение в том, что вор потерял больше чем он, и просто решил найти себе более дешевый светильник. На этом инцидент для Эпиктета был исчерпан, а вот для истории нет. После смерти философа, его светильник был продан с аукциона за 3000 драхм, — большие по тем временам деньги ))
#размышления #психология #упражнения #философия #мысли