Найти тему
Дарья Бунчика

"Мастер и Маргарита". Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда (отзыв)

Доброго времени суток.

Решила вернуться к книжной теме, поскольку с одним из комментаторов решили устроить своеобразный эксперимент. Да, когда я писала статью "Худшие книги, которые я читала. Жаль потраченного времени", я понимала, что получу много отрицательных отзывов, ведь среди моего списка оказались общепризнанные шедевры.

А отзыв будет ни на что иное, как на роман "Мастер и Маргарита", думаю именно из-за него большинство негатива в мой адрес, потому что 9 из 10 человек это произведение обожают (ну или говорят так - знаю случаи, когда говорили такое только для того, чтобы не быть "белой вороной" в компании, но не понимаю этого, на то мы все и разные, что у нас может быть иной взгляд, на книги в том числе).

Фото взято с общедоступного ресурса Яндекс.Картинки
Фото взято с общедоступного ресурса Яндекс.Картинки

В школьной программе эта книга обошла меня или я ее стороной. Так уж сложилось, что в моем окружении все восхищаются этим романом, у большинства это любимая книга.

Возможно, именно это и сыграло со мной злую шутку. Я возлагала слишком большие надежды на роман, я предвкушала "единение с книгой, полное погружение в эту невероятную атмосферу", которую так восторженно описывали мои друзья и знакомые. Но не сложилось.

Для меня оказалось слишком всего и много в этом романе.

Гениальность романа, по-моему, в том, что о нем до сих пор спорят, равнодушных нет разве что только те, кто не читал - люди либо его отвергают, либо им восхищаются восхищающихся, кажется, больше. Даже литераторы до сих пор спорят о сюжете и смысле романа, что уж нам, поправьте меня обожатели этой книги, если я не права хотя каждый обожатель тоже видит в ней свой сакральный смысл.

По сути имеем похождения и кривлянья свиты дьявола (демона?) Воланда в советской Москве, которые приводят к знакомству с Маргаритой, любовницей Мастера, написавшего роман о Понтии Пилате. Вот они три линии сюжета.

Фото взято с общедоступного ресурса Яндекс.Картинки
Фото взято с общедоступного ресурса Яндекс.Картинки

Из всего, что происходит в романе, наверное, самое понятное, "цепляющее" не кидайте в меня тапками любители этого романа, да и более реальное (знакомое каждому) - это сатирическая, даже саркастическая, сказала бы, сторона. Проблемы, обозначенные Булгаковым, показывают как реалии того времени, советской истории - репрессии, к примеру, - так и реалии современного общества, тот же квартирный вопрос. Все это подается читателю через Воланда и его свиту. Вот тут то и кроется первое мое неприятие к роману. Воланд признается автором злом, но при этом злом оправданным. Воланд создает различным героям ситуации и ставит перед выбором, и если помыслы и действия их греховны, тут же их наказывает. То есть, по сути Булгаков оправдывает действия Воланда (он же наказывает только мерзавцев, бюрократов, крахоборов и т.п.), но тем не менее это предполагает "зеленый свет" для дальнейших мерзостей и гнустностей.

Фото взято с общедоступного ресурса Яндекс.Картинки
Фото взято с общедоступного ресурса Яндекс.Картинки

Интерпретация библейского сюжета автором вообще для меня оказалась лишней. Эти метания Понтия Пилата, его сожаления о содеянном а были ли они по сути эти сожаления?, предательство Иуды, казнь Иешуа. Все это прописано много раз и для какой связи оно нужно в романе, мне так и "не открылось". В любом случае, с противниками всегда расправляются так или иначе. Это всегда было, есть и будет.

Фото взято с общедоступного ресурса Яндекс.Картинки
Фото взято с общедоступного ресурса Яндекс.Картинки

И, конечно, история Мастера и Маргариты. Мне очень многие говорили о возвышенной, безоговорочной, беззаветной любви между ними. Серьезно? Мне скорее увиделась здесь созависимость, нежели любовь. Мастера очень многие называют спокойным, задумчивым, с ранимой душой и сердцем. По мне, Мастер - так просто аморфное существо, пасующее перед жизненными трудностями и обстоятельствами. Да, возможно умен, но толку-то от этого. А Маргарита. Автор ее описывает как энергичную, целеустремленную и самоотверженную. Что увидела я в Маргарите? Дамочка, заскучавшая в браке и нашедшая отклик и необходимость в заботе о Мастере а нужна ли она ему такая забота?. Пазл сложился - созависимость. Он не может без нее - она его поддержка, опора "муза, вдохновение" по его мнению, она не может без него - он для нее податливый холст, на котором она хочет и главное может что-то сотворить. И совершенно предсказуемо Булгаков обрывает их жизни, потому что привело бы это к одному, Мастер бы не изменился, а Маргарита бы "запилила" его своим "я положила на тебя жизнь".

Фото взято с общедоступного ресурса Яндекс.Картинки
Фото взято с общедоступного ресурса Яндекс.Картинки

Кроме того есть в романе сцены, совершенно безвкусные и безобразные - полет обнаженной Маргариты над Москвой, бал сатаны... Скорее всего - это параллель проведенная Булгаковым с реалиями того возможно и нынешнего времени.

Хотя, как говорят, "гению хороший вкус не нужен, он ломает критерии вкуса".

Это мое видение этого романа. И еще раз повторю - не зацепило, не оценила, не мое. По мне, так муть редкостная.

Хотя, я понимаю почему он нравится многим, в нем собрано все и сразу, и поэтому практически в любом случае читатель найдет что-то для себя.

Ну что ж, я морально настроилась и "надела бронежилет", давайте обожатели "Мастера и Маргариты", кидайте в меня камнями и своими фразами "Стоит перечитать еще раз...", "Не доросла до такого великого шедевра...", "Да, некоторым не дано понять..." и иже с ними.

Прочитать, наверно, стоило, хотя бы для того, чтобы составить свое мнение, но, честно, жаль потраченного времени.

И да, по поводу особого стиля, языка Булгакова, как по мне, так уж лучше почитать "Белую гвардию".