Найти тему
Станислав Притчин

Помидоры как санкции

Запрет импорта азербайджанских помидоров и яблок, введенный с 10 декабря Россельхознадзором, вызвал немалый ажиотаж в российском информационном пространстве и вызвал волну спекуляций и конспирологических версий причин произошедшего. По высказанным оценкам, выдвинутым медиа и экспертами, решение якобы могло быть ответом на сбитый 9 ноября российский вертолет в Армении или на совместный с Турцией парад в честь победы во второй карабахской войне, который прошел 10 декабря в Баку.

Самое примечательное в информационной кампании, что Азербайджан оказался не единственной страной, получивший ограничение на поставки своей сельхозпродукции в России. Помимо республики под санкции Россельхознадзора попали также Узбекистан, Турция и Армения. Поэтому тезис о том, что именно в отношении Баку принято политически мотивированное решение, выглядит несколько натянутым. Ведь ограничения коснулись, в том числе и противника республики по недавно окончившейся второй карабахской войне Армении.

Вместе с тем, сам факт введения запрета и тональность оценок со стороны окологосударственной прессы не позволяет полностью исключать политическую подоплеку произошедшего. Учитывая, что основным вопросом и региональной, и двусторонней повестки дня является тема Нагорного Карабаха и имплементации Соглашения о перемирии от 9 ноября, подписанного при посредничестве российского президента Владимира Путина. Отсюда можно предполагать, что если и есть политическая подоплека запрета на импорт, что она должна быть связана именно с этим вопросом.

Где могут быть сложности и трения между Россией и Азербайджаном? Не решен окончательно вопрос с пленными, удерживаемыми обеими странами. Судя по всему, есть сложности с определением государственных границ между Арменией и Азербайджаном в районе освобожденных, но этот вопрос остается за рамками ответственности российских миротворцев. Агрессивная риторика как в Армении, так и в Азербайджане в отношении друг друга, увы, продолжается, что не создает возможностей для нормализации отношений и имплементации Соглашения о перемирии. Отношения российских миротворцев и азербайджанских военных также, судя по сообщениям с обеих сторон, строятся на земле уважительно и конструктивно

Вероятно, единственным заметным фактором, который может негативно влиять на российско-азербайджанские отношения является Турция. Широкое участие турецкого руководства и военных в праздновании победы во второй Карабахской войне, подчеркивание роли Анкары и турецкого лидера, не могут не оставаться без внимания со стороны Москвы. Но может ли это стать поводом для пересмотра российско-азербайджанских отношений, вопрос остается открытым.