Письмо шесть десет и девять.
Достопочтенные читатели!
Вернемся в 15 октября 1812 г. 54-летний начальник Черниговского ополчения Гудович жаловался на многих, прямо как пенсионер в очереди к врачу, в том числе и на Эртеля, иже не удостоил ответствовать на его письмо, хотя Гудович на 7 лет чином старее и русский душою и помышлением. Как видите, великодержавный шовинизм был всегда. Написал Гудович про необходимость вспоможения от Эртеля и малороссийскому генерал-губернатору князю Якову Ивановичу Лобанову-Ростовскому, иже не преминул донесть о сем Кутузову.
В тот же день командующий Дунайской армией (та самая, победившая турок, в тот момент находилась в Бресте) адмирал Павел Васильевич Чичагов решил наступать на Минск, Борисов, Оршу, соединиться с Эртелем и сразиться с Наполеоном, иже отступал от Малоярославца по Смоленской дороге. Паче чаяния, не нашел Чичагов Эртеля в Глуске. Эртель промедлил, ожидая запасные эскадроны из Житомира и беспокоясь за сохранность 25000 четвертей хлеба и 100000 пудов сена в Мозыре, затем в походе остановлен был льдом на реках Припяти и Птиче.
Должно пояснить, что такое четверть, или четь. Подобно латинскому аналогу «квартал», четверть многозначна. Сие мера и площади, и сыпучих тел, и жидких тел. При измерении ржи использовалась с XIV в. Изначально составляла ¼ кадки. В XV в. площадь земли, на коей высевали четь ржи, стали называть четвертью. Как мера вина применялась с XVI в. и составляла ¼ ведра. Важно помнить, что меры неоднократно менялись со временем. В 1835 г. четверть площади была равна полгектара, четверть ржи – 209 л, четверть вина – 3 л.
Покорный к услугам, Baron de la Yausa.