Кораблики на башнях шлюза №3 в Яхроме практически все называют каравеллами Колумба, а иногда даже ещё конкретнее - макетами каравеллы «Санта-Марии». Но действительно ли это каравеллы? Точно ли это именно «Санта-Мария»? При чём здесь вообще Колумб? Ответы на все эти вопросы в статье.
Перефразируя название моей же статьи «Он вам не Колумб» хочется сказать – они вам не каравеллы. Но именно так все без исключения называют кораблики на башнях шлюза №3. И даже архитектор Владимир Кринский, автор проекта шлюзов № 7 и 8, в своей статье «Архитектура шлюзов» пишет о моделях каравелл Колумба. Поэтому пусть будут каравеллы, а я просто расскажу, почему это выражение не совсем верно.
Почему же на канале Москва-Волга (с 1947 года - Канал имени Москвы) появились корабли Колумба?
Дело в том, что по своей значимости строительство канала сравнивали с открытием Америки.
Кринский пишет об этом так:
«Канал Волга-Москва является началом соединения Москвы с пятью морями. Героические люди Испании во главе с Христофором Колумбом соединили в XV столетии Старый и неведомый до них Новый свет. Выполненные из меди модели каравелл Колумба здесь, под Москвой, становящейся, благодаря проведению канала, крупным портом, соединяющим моря Советского Союза, говорят о новых победах человека над природой, о новых идеях и новых людях социализма, продолжающих великие достижения прошлого, о новых водных путях, созданных большевиками».
Более простое, народное толкование, находим в книге воспоминаний писателя Владимира Орлова. Мать автора «Альтиста Данилова» и «Аптекаря» была уроженкой Яхромы, он вспоминал:
«На вопросы наши, отчего именно в Яхроме каравеллы Колумба, взрослые, кто деликатно, а кто с пафосом, разъясняли, что дело не в Яхроме и не в Колумбе, тут символика, в семнадцатом году страна наша отправилась в куда более отважное путешествие, нежели Колумб, человечество ждет от нас окончательных решений, и что там какая-то Америка!»
Автор каравелл – архитектор Владимир Мовчан – не сразу пришёл к идее кораблей. Просто-напросто оказалось, что другие скульптуры уже были использованы на других шлюзах, почти на каждом есть и рабочие, и моряки, и красноармейцы, и моряки, и спортсмены. Нужно было придумать что-то новое. И вот пришла мысль о кораблях.
Примечательно, что мы точно не знаем, как именно выглядело флагманское судно, на котором Колумб открыл Америку. Есть описание кораблей, есть рисунки, но они были гораздо позже составлены со слов очевидцев или же являются предположениями ученых. Поэтому такие выражения, как: «точные копии», «макеты» - весьма условны. Известно, что в экспедицию были снаряжены три корабля – две каравеллы, «Нинья» и «Пинта», и флагманский корабль «Санта-Мария». По идее, на третьем шлюзе стоят изображения именно флагмана, «Санты-Марии». Но она как раз каравеллой с огромной долей вероятности и не была.
Каравеллы – это небольшие быстроходные суда, они не могли нести значительного вооружения, в основном каравеллы были торговыми или рыбацкими судами. Каравеллы были плохо приспособлены для дальних экспедиций, но зато они были лёгкими и маневренными. А вот «Санта-Мария», по предположениям учёных, была однопалубной караккой с тремя мачтами и пятью парусами. Сам же Колумб в своих записях называет «Санту-Марию» то караккой, то каравеллой.
Но архитектор Владимир Мовчан не строил корабли, он воплощал идею, создавал художественное произведение, украшение, архитектурную доминанту. И получился у него сложносочинённый образ: это скорее каракка, чем каравелла, но с двумя, как у каравеллы, а не с тремя мачтами.
Интересно, что первоначально в документах в описании герба Яхромы указывались «скульптурные изображения каравеллы Колумба «Санта-Мария», но в 2006 году эту фразу заменили на «каравеллы, расположенные на башнях шлюза канала»
Яхромские корабли достаточно большие – 12 х 5,5 х 9 метров. А настоящая «Санта-Мария» была всего 25 метров длиной, то есть корабли на третьем шлюзе всего лишь вдвое меньше оригинала.
А вот самый красивый вид на корабли открывается с суши, с боковых сторон. При прохождении канала на теплоходе вид не такой выигрышный, с торца
Корабли не одинаковые – один украшен фигурой грифона, на другом – фигурка льва.
Отличная возможность рассмотреть корабли вблизи появилась в сентябре 2020 года, когда возле отреставрированного здания Северного Речного Вокзала в Москве появился макет канала. Но, увы, уже через месяц после открытия макета, все паруса, мачты и флаги были отломаны.
Вот такие наши яхромские не-каравеллы, сложный яркий образ, который стал символом всего канала. А ещё у них есть родные братья, кораблики на Водном Стадионе в Москве, архитектор – родной брат Владимира Мовчана, Геннадий. Но о них в следующий раз.
Спасибо, что дочитали! Если было интересно, ставьте лайки, не проходите мимо!
Подписывайтесь на канал, здесь будут статьи об экскурсиях, городах и путешествиях - глазами экскурсовода.
Ваша Речная Фея