Найти тему
Личный опыт

" Не трогай меня!". Периоды недоверия и агрессии у малышей.

Фото взято из источника Яндекс.Картинки
Фото взято из источника Яндекс.Картинки

Замечали ли вы когда-нибудь, что ваш малыш при виде каких-то определенных людей начинает плакать, проситься на руки, хвататься за вас?!

Это достаточно странно. Человек вроде доброжелательный, может родной, а может и посторонний, пытается поиграть или поговорить с ребёнком. Да и малыш вроде сам по себе весёлый и общительный, а на разных людей реагирует по-разному.

Взрослые чаще умиляются и эмоционально реагируют на детей - хотят погладить, пощекотать, рассмешить малыша. И в первые месяцы жизни дети доверчиво принимают такое внимание.

Ребенок эмоционально контактирует со взрослым.

Они улыбаются всем, кто отвечает на их улыбку. Даже если это и незнакомые люди. А родителям всегда приятно слышать- "какой общительный растет ребёнок".

Кстати, не везде эмоциональные контакты "посторонний - ребёнок" воспринимаются положительно.
Так, если в Таиланде кто-то погладит ребенка по голове, то это вызовет злость и агрессию родителей. Трогать голову чужого ребёнка нельзя, согласно верованиям. Тайцы верят, что в голове малыша живёт его душа.

Малыш растёт, и изо дня в день характер его меняется. Ребёнок, который не так давно со всеми хорошо общался, теперь морщится и начинает плакать при виде кого-нибудь из чужих. В каких-то случаях это может касаться даже отца и матери. Особенно, когда ребёнка воспитывает один родитель, а другого малыш видит реже.

Чаще всего период недоверчивости возникает между шестым и восьмым месяцем, практически у каждого ребёнка.

Проявляется это примерно так и, как правило, неожиданно: в гости приходит человек, которого малыш давно знает, но видит нечасто ( бабушка, соседка, друг семьи, например). Малыш сразу же подойдёт или подползет к маме и попросится на руки, или начнет плакать.

Считается, что малыши очень восприимчивы к эмоциям мамы. Они с рождения с ней на одной душевной волне. Так, если мама спокойна и дружелюбна, малыш это почувствует, и скорее всего вести себя будет также. Если ребёнок почувствует мамино напряжение, скорее всего он не слезет с рук и не отойдет от мамы. Мама - это щит от чужих.

Заметив любого постороннего, малыш моментально создает эмоциональное пространство вокруг себя и мамы. Если его ничего не будет тревожить, то через некоторое время, а может и сразу, он займётся своими делами. Может даже из любопытства заинтересуется гостем, пообщается с ним, даст себя погладить.

Если же по каким-то причинам ребёнку не понравится гость или он нарушит его личное пространство ( подойдёт ближе к маме, игрушкам, и т.д),ответной реакцией будет плач, может даже агрессия.

Агрессия чаще связана с ревностью, как правило, к маме или к личным вещам. Иногда малыш ревнует саму маму.

Например, если мама занята. Не может сразу обратить внимание на малыша. Он может что-то неожиданно вытворить, чтобы привлечь внимание на себя ( укусить, что-то уронить и разбить, выхватить из рук телефон и т.д).

Первый период ( 6-8 месяцев) - неосознанная недоверчивость- происходит на уровне подсознания. В этот период ребенок самостоятельно выбирает приятные для себя лица, учится их запоминать, различать знакомых и незнакомых людей.

Со временем у малыша выработается осознанная недоверчивость - страх удариться, упасть, боязнь темноты... К этому добавится понимание опасности и безопасности, которое очень важно развивать своевременно. Необходимо постоянно напоминать ребёнку, какими последствиями чревато то или иное действие. На языке малышей это будет - " бо-бо", " жига", " вава", " кака" и т.д. Запомните лексикон малыша и, в определенных случаях , напоминайте знакомые слова.

С одной стороны здоровое недоверие очень даже неплохо. Оно формирует инстинкт самосохранения. Поскольку, когда ребёнок начинает ползать, ходить, становится более активным - на его пути часто возникают опасные вещи.

Но одновременно с этим нужно учить ребёнка быть смелым и самостоятельным:

1. Постепенно уменьшайте страх.

Когда ребёнок видит новых людей, знакомится с ними, больше с ним разговариваете. Тон должен быть спокойный, привычный малышу. Это создаст чувство уверенности и уменьшит страх.

2. Подойдите ближе к посторонним для ребёнка людям.

Ребёнок боится посторонних, возьмите его на руки. Так вы создадите тесный физический контакт. Сократите расстояние при общении, подойдите ближе. Малыш на руках будет чувствовать себя защищённым и начнёт общаться, если захочет.

3. Берите с собой любимые игрушки ребенка.

Находясь в незнакомой обстановке, побороть страх малышу помогут любимые вещи. Они придадут дополнительную уверенность и защиту.

4. Уважайте зону комфорта малыша.

Мы, взрослые, далеко не всегда позволяем до себя дотрагиваться. Мы ценим свое личное пространство. Также ребёнок имеет право на свою личную зону комфорта. Не заставляйте малыша идти в руки, если он не хочет. Не разрешайте гладить ребёнка, трогать, если он не расположен к этому. Даже если "чужими" для малыша выступают, казалось бы, самые близкие люди.

У моей дочери такой период начался в полгода. В силу обстоятельств, она стала реже видеть своего папу ( раз в неделю) и перестала с ним гулять и оставаться.
Например, когда она видела его каждый день, спокойно оставалась с ним на два- три часа, гуляла. Когда же стала его видеть реже, оставаться и гулять перестала совсем.
А вот бабушку и дедушку по папиной линии дочь всегда видела не чаще 1 - 2 раз в месяц, но до 6 месяцев прекрасно общалась с ними при встрече, но никогда не оставалась. После 7 месяцев, она неожиданно для меня, перестала идти с ними на контакт. Когда мы приезжали в гости она очень сильно плакала и не сходила с моих рук. Так же было и когда они приезжали к нам. А в год она опять стала общаться с ними как и раньше, опять также неожиданно, как и перестала.
Посторонних она делит на тех, кто ей нравится и не нравится. В руки она не пойдёт и не даст себя гладить, а вот слушать и смотреть со стороны будет с удовольствием. Если тот, кто ей условно не понравился, подойдёт ближе и начнёт с ней общаться, она будет плакать и прятаться за меня.

Как правило, периоды недоверчивости накатывают волнами. Неожиданно приходят и уходят. Это ещё зависит от появления новых навыков у малыша. Когда он начинает ходить или говорить, он становится более контактым. А когда только ползает -наоборот, из-за нехватки навыков.

Впрочем, есть дети, которые не страдают излишней недоверчивостью. Они прекрасно общаются и со всеми ладят. Могут в любом возрасте спокойно оставаться без мамы даже на длительное время.

Это еще раз доказывает, что все малыши индивидуальны и надо любить, и принимать их такими, какие они есть!

Любите своих детей 💞💞💞