Стоит отметить, что ситуация с курсами валют в конце 2008 года ухудшалась крайне стремительно. Тем печальнее было, что к такому развитию ситуации после тучных 2006-2007 был мало кто готов. Во всяком случае, я говорю про провинцию и автопром.
На детали Камминз цены в счетах, равно как и отгрузочные документы, выставлялись по прайсу в долларах США. Оплата производилась с отсрочкой 30 дней от даты поставки, по курсу ЦБ РФ, но уже на дату оплаты.
Ввиду того, что за 30 дней курс валюты в 2008 мог упасть и на 10%, возникала так называемая курсовая разница. Когда вы купили и получили на склад товара на 1000 баксов, но по цене 35 рублей, а спустя 30 дней вы за этот самый товар должны заплатить те же самые 1000 баксов, но уже по курсу 38. С учетом, что КАМАЗ в принципе имел привычку накапливать долги к концу года, чтобы потом бабахнуть одним большим платежом в последних числах декабря, этот подход оказался провальным. Для меня этот фактор оказался в новинку и я его раз и навсегда усвоил) Даже сейчас во всех договорах ВЭД, проходящих через меня, есть пункт, что если курс валюты изменяется более, чем на Х% и блаблабла, то стороны пересматривают текущие цены и согласуют новый уровень цены.
Я честно уже не вспомню точные суммы задолженности по Камминз в декабре 2008, но я четко помню сумму курсовой разницы. 2 миллиона рублей. При этом помню я и цифры по обороту и прибыли применительно к номенклатуре Камминз. За весь 2008 год оборот был порядка 12 млн рублей и прибыль порядка 2,5 млн. Т.е. курсовая разница сожрала фактически годовую прибыль по данному направлению.
Помню, как меня вызывали на ковер к зам ГД по экономике, которая грозила всеми карами за мое раздолбайство и халатность. Я написал штуки 3 служебки о том, какие счета и когда я передавал в оплату, почему не бегал с гонгом и барабаном и не трубил о валютных рисках и все такое прочее.
В целом, я спокойно отнесся к этой попытке выставить меня виноватым, ибо вины за мной никакой не было. Как показало внутреннее разбирательство, я все счета передал в план платежей своевременно, в 1С тоже вся информация была. А вот почему по этим счетам было принято решение не платить в указанные сроки - это точно решал не я, а как раз отдел экономики.
В общем, в декабре состоялись непростые переговоры с руководством Камминз, который, в общем-то, не меньше нашего страдал от выросших курсов валют. Как минимум выросли долларовые и евровые транспортные затраты + суммы таможенных платежей. А еще у них зарплаты были в у.е. в привязке к курсу доллара. Т.е. расходы компании выросли непропорционально росту потенциальных доходов, и совсем не пропорционально падению объема продаж. Если я верно помню, то в декабре мы от Камминз вообще ничегошеньки не отгрузили, в том числе и по причине того, что из-за задолженности и неплатежей Камминз официально остановил отгрузки в наш адрес.
Аналогичный расклад был и по остальным моим направлениям, кроме, возможно, турбокомпрессоров, т.к. та компания завозила товар крупными партиями заранее и держала определенные складские запасы. Поэтому у них цены росли не так критично, да и потребность в турбокомпрессорах была сильно ниже... наверное, хорошего качества были и реже ломались, чем китайско-американские двигатели.
Соответственно, в конце года у руководства зародился вопрос о целесообразности моего дальнейшего пребывания в компании... прям перед новым годом... Интересное было времечко.