Найти в Дзене
Петрович

Координаты в географии ч. 1

Географические координаты — одно из самых сложных умений, которое я преподаю своим ученикам. Ну как сложное, но обо всем по порядку. Но начнём с астрономии. Науке о небесных телах и космосе. Первые часы — солнечные часы были полукруглые. Потому что Солнце относительно наблюдателя на Земле движется по небосводу дугой примерно . Потом его аналогично на небосводе меняет Луна. Ну, если погода хорошая. И было достаточно легко заметить одну особенность: в зависимости от места, по линии полдень/полночь (аналог юг-север), длина тени и высота светила — они разные. Это из очевидного. А следующая особенность, она малость неочевидна. Чем длиннее тень и ниже светило, тем холоднее. Соответственно, чем тень короче, а светило выше, тем теплее. Первыми эту особенность использовали жрецы (будущие агрономы), они накопили достаточный запас данных и могли предсказывать: сухой/влажный сезон, когда лучше посеять, когда лучше собрать урожай. Это давало определённую власть над относительно безграмотным н
Оглавление
Географические координаты — одно из самых сложных умений, которое я преподаю своим ученикам. Ну как сложное, но обо всем по порядку.

1. Солнце и сельское хозяйство.

Но начнём с астрономии. Науке о небесных телах и космосе.

Первые часы — солнечные часы были полукруглые. Потому что Солнце относительно наблюдателя на Земле движется по небосводу дугой примерно . Потом его аналогично на небосводе меняет Луна. Ну, если погода хорошая.

И было достаточно легко заметить одну особенность: в зависимости от места, по линии полдень/полночь (аналог юг-север), длина тени и высота светила — они разные. Это из очевидного.
А следующая особенность, она малость неочевидна. Чем длиннее тень и ниже светило, тем холоднее. Соответственно, чем тень короче, а светило выше, тем теплее.

Первыми эту особенность использовали жрецы (будущие агрономы), они накопили достаточный запас данных и могли предсказывать: сухой/влажный сезон, когда лучше посеять, когда лучше собрать урожай. Это давало определённую власть над относительно безграмотным населением. Календарь придумали, будни и выходные, каникулы (собачьи дни).

Читай: знаешь математику — управляешь людьми. Не знаешь — работай, негр, солнце еще высоко.
А если еще короче, люди придумали математику, астрономию и географию, чтобы хорошо кушать.

2. Математика и идеалы.

Перейдем к математикам. Например, к Пифагору. Он считал, что шар — идеальная фигура, и всё тут, значит, и Земля тоже шар. И, кстати, прав, любой объект в космосе диаметром больше 1000 км стремится стать колобком. А у Земли диаметр больше 12 тысяч.

Другие математики — персы (они же шумеры и вавилоняне), которых завоевал Александр Македонский, рассказали грекам (которые потом присвоили себе многое) о своей системе вычислений небесных светил. Она была шестиричной, т. к. годовой оборот Солнца равнялся у них 360 «шагам солнца» (ничего не напоминает? Это градусы!), они взяли это за основу астрономических наблюдений. И нам это еще пригодится.

Один из последователей Пифагора, Эратосфен, уже наученный персидскими математическими ноу-хау, тоже считал Землю шарообразной. Но, в отличие от Пифагора, решил проверить версию. От жрецов и других любопытствующих узнал о странном поведении тени на солнечных часах и провел своеобразный эксперимент.

Вам понадобится:
2 городских колодца;
2 города с известным расстоянием до них;
2 человека, готовых опуститься в колодец;
Солнце;
Знание геометрии (2500 лет назад ее уже учили).

В общем, он посадил людей в городские колодцы и попросил отметить уровень тени в полдень.

У него получилось, что угол тени в двух городах (Александрия и Асуан) отличается примерно на 7 градусов. Зная расстояние между городами в верблюжьих переходах (стадиях), Эратосфен высчитал окружность Земли — 40 000 километров (почти правильно).

3. Звезды и прицел.

Гиппарх, еще один греческий ученый, продвинулся дальше. Он изучал движение Солнца, Луны, других звезд и составил подробный каталог их движения по небосводу. Он установил, что в зависимости от местоположения небесные светила на небе появляются в разных местах. А использовал он для этого... По факту это был прицел для неба. Кольцо, а в нем перекрестие: вертикальная и горизонтальная нить. Кольцо подвижное и наводится на небесное светило в определенное время и день. А измеряется это все в градусах.

Обычно это были дни равноденствия (21 марта, 23 сентября), зимнего (22 декабря) и летнего (22 июня) солнцестояния. А время — это полночь и полдень, восход, закат.

Т. е. столько градусов вверх/вниз и вправо/влево, и увидишь заветную звезду в перекрестии. А если не увидел, то ты, мой друг, смотришь не оттуда, из другого места.

Отсюда все ограничения: вверх/вниз (читай: полдень-полночь = север-юг) вертикально можно посмотреть максимум на 90 градусов, а вправо/влево — на 180 (читай: восход-закат = восток-запад).

В результате Гиппарх предложил ввести широту и долготу, но не для определения своего места (он прекрасно жил себе на о. Родос), а для того, чтобы другим астрономам из других мест можно было воспользоваться его трудами: найти нужную звезду.

Реально использовал и реализовал географические координаты, и создал первую карту мира — Клавдий Птомелей. Он использовал идею Гиппарха, только теперь в ней звезды были не целью, а инструментом. Нашел нужную звезду, навел на неё прибор (кольцо, позже астролябия, квадрант), и знаешь, куда тебя занесло. Звёзды с этой целью используют по сию пору.

Так что, плоскоземельщики, могу выйти из чата, еще древние люди в плоскую землю не шибко верили.

Координаты, собственно, самое главное доказательство.

Продолжение следует