Найти тему
Изучаю людей

У ребенка проблемы

Вы родители и вам кажется, что с ребенком что-то не так. Или вы специалист, и с порога заметили, что у пришедшего к вам впервые на занятия ребенка явно не просто речевая задержка. Или нам показалось? Давайте проверим.

У него такой характер. Ему просто неинтересно. Он просто вредничает. Он просто не хочет. Вы знаете... Нет никакого характера. 

И чем младше ребенком, тем больше его нет. Чем младше ребенок, тем меньше в нем характера, и больше - программы развития. Если ребенок не улыбается в месяц - характер? Нет, никто об этом даже не думает. Сразу бежим к неврологу. В год не ходит - из вредности? Нет. К неврологу не бежим, но волноваться уже начинаем. Максимум на лишний вес спишем. И очень пристально наблюдать будем, и стимулировать всячески. А в полтора уже и к неврологу пойдем.

Понимание и продуцирование речи - это точно такая же программа развития, которая сметает все преграды. 

Норму невозможно "достать". Никакой скотч не сможет заклеить ей рот. Норма в полтора года будет требовать от вас ещё инструкций, больше инструкций, впадая в восторг от осознания того, какой он крутой и молодец - все понял и все сделал! Норма сведёт с ума сначала вопросом "этя?", потом "где?", а потом "почему?". На норму вы будете орать - "Да помолчи ты хоть минуту, поиграй сам! "

Если двухлетка "вредный" - бегите. К специалистам. На диагностику и за планом коррекции. Не стремиться выполнять инструкции в полтора-два года - такой же красный флаг, как не ходить в полтора.

Нейротипичный ребенок уже полутора лет понимает одноступенчатые инструкции в рамках знакомой обстановки. И не просто понимает - он их ждёт и хочет. Ещё, больше. Охотно отзывается на имя. Ключевое тут - "ждёт" и "охотно". Если вы спросили родителя - выполнял ли инструкции, отзывался ли на имя - и слышите в ответ "Не всегда", "Ему это было неинтересно", "Он всегда был вредный" - ставьте себе жирную галочку. Почему в прошедшем времени - потому что в три-пять лет охота пропадает. Вам важно узнать, БЫЛО ЛИ. 

И даже в более старшем возрасте вредных детей гораздо меньше, чем нам кажется. Не желает ходить к вам на занятия "вредный" неговорящий трехлетка - так это потому, что критичность отросла уже. Кому понравится заниматься деятельностью, в которой ты уже потерпел неудачу? 

Придется нашу коррекцию на первых порах маскировать так, чтоб никто и не подумал.

Ребенок с аутизмом вопит и плюется - подумайте, не пытались ли вы его уломать что-то сделать по подражанию, которого у него нет. Или повторяли одну и ту же инструкцию, в надежде, что ррраз - и поймет вдруг. Это так не работает. И функции, которые мы считаем базовыми по умолчанию, есть не у всех и не всегда. И если мы пытаемся опереться на то, чего нет, опередить события - ответом нам будет детская фрустрация. 

И это тоже - не характер, и не вредность. Это развитие и его проблемы.

Кстати. В качестве коммуникации ребенок в полтора года использует навязший у всех в зубах "указательный жест". Проблема в том, что родители и специалисты под этим словосочетанием понимают разное. Родитель увидел, что ребенок ничего пальцем не показывает. Напрягся. Или специалист увидел и напрягся. Быстренько научил ребенка тыкать пальчиком - это не трудно. Тыкать не в пространство, а во что-то - сложнее, но тоже решаемо. И вот ответ на вопрос - Есть указательный жест? Есть! Иногда так отвечают даже если ребенок указательным пальцем пластилин размазывает. Пальцем же .

А его на самом деле нет. Указательный жест - это то, что в норме отрастастает очень рано и само. И цель его - разделить впечатление. Перевод этого жеста - Мама, смотри, какая штука!!! И инициатива идёт - от ребенка. А не пальчик в ответ на вашу инструкцию " Покажи" .

Если функции разделить и привлечь внимание указательный жест не несёт - правильным будет ответить "Нет" на вопрос "Есть ли у ребенка указательный жест" .

Итак, представили себе примерного полуторалетку. Это существо уже многое может и умеет. Посмотрели на своего ребенка или своего ученика. Соотнесли. Не дотянул, хотя ему уже три? Погнали работать.