Человек эпохи Возрождения был близок к вере.
На территории католической Европы Возрождения, святым, а точнее святой, наиболее приближенной к Богу являлась Дева Мария. Она стала матерью Иисуса - воплощения Бога во плоти. Мария считалась связующим звеном между Богом и людьми.
Изображения Марии являются самыми многочисленными в эпоху Возрождения. Художники изображали эпизоды жизни святой, где ее главной ролью являлось материнство. Так, в большинстве случаев Марию изображали с младенцем Иисусом.
Однако, существует 3 иконографических типа Марии, где она изображена вне человеческого образа и без Иисуса. Эти 3 типа изображений похожи друг на друга, что приводит к путанице.
Первым иконографическим типом является “Дева Апокалипсиса” Хоть дева Апокалипсиса не имеет определенного имени, Дева Мария стала прототипом для изображения второго прихода Христа. Дева Апокалипсиса изображается с атрибутами Марии:
• солнце, которое изображается ореолом вокруг святой
• луна, находящаяся у ее ног
• венец из звезд
• змея, которую многие художники игнорируют, но которая олицетворяет победу над злом. Как правило Деву Апокалипсиса изображают в сцене страшного суда. Однако, существуют и изображения, где она находится вне контекста.
Вторым иконографическим типом является “ Непорочное зачатие “. Догмат католической веры о непорочном зачатии был принят в 1661 году. Он говорит о том, что зачатие Девы Марии было непорочным, таким образом она не унаследовала первородного греха. Художники изображали догмат по средствам различных атрибутов:
• Мария изображена, сложа руки в молитве • Херувимы окружают святую
• Яблоко часто присутствует в композиции, олицетворяя грех
Третьим иконографическим типом является « Вознесение Девы Марии ». Этот эпизод включен в повесть о жизни святой. После смерти Мария вознеслась в Рай вместе со своим телом. Апостолы, хоронившие святую, просили Христа забрать в вечный мир и ее тело, ведь оно не заслужило тления. Изображение Вознесения Девы Марии похожа по атрибутам на две предыдущие иконографии. Однако, в данном случае Марию изображают перед ее могилой. Вокруг нее изображают апостолов, а также Христа.