Поучительные притчи Иисуса Христа стали хорошим риторическим приемом, который не только позволил в доступной и понятной форме передать смысл нравственно-духовного учения, но и стал украшением речей Христа. Иносказательный рассказ быстрее запоминался и легко отпечатывался в памяти, в то время как простая ораторская речь могла быть забыта или неправильно истолкована. Тем не менее, в отличие от басни, притча всегда основывалась на сюжетах из реальной жизни, что делало ее более правдоподобной и достоверной.
В своих притчах Спаситель часто обращался к приему антитезы, противопоставляя зло добру, праведную жизнь неблагочестивому поведению. Кроме того, в проповеди Христа герои разделяются на протагонистов и антагонистов, что можно увидеть, например, в притчах о мытаре и фарисее, богатом и Лазаре, милостивом царе и безжалостном заимодавце и многих других новеллах.
Другой распространенный прием – это сравнение. Христос уподобляет одни предметы другим, что особенно ярко проявляется в коротких притчах.
Примечательно, что Иисус Христос во многих случаях дает собственное толкование притчам. Это способствует наиболее полному пониманию того учения, который Он пытался преподнести Своим ученикам и всему народу.
Притчи Христа также стали близки слушателю благодаря простым, но ярким образам, заимствованным из бытовой среды. Так, в рассказах Иисуса фигурируют представители разных профессий, связанных с хозяйственной деятельностью, например, виноградари или сеятели.
Все притчи Христа учат людей добродетели, смирению, милосердию и благочестию. Мессия указывает нам путь, который может помочь нам достичь Царствия Небесного и жизни вечной.
Источники:
- Библия. Новый Завет
- Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику – М.: Аспект Пресс – 2012
- Слободской С. Закон Божий – Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата – 2016
- Чернов В. Евангельские притчи Господа нашего Иисуса Христа с толкованиями святых отцов и учителей церковных – М.: Николин день – 2018