Найти тему

В чем главная сложность предмета "зельеварение" в Гарри Поттере

На протяжении всего обучения главных героев в Хогвартсе, мы замечаем, что у большинства ребят категорически не ладится с зельеварением. То котлы взрываются, то какая-то мутная слизь вместо прозрачной настойки выходит. При этом в остальных предметах, худо-бедно, но ученики разбираются, и предметы приманить могут, и чашку превратить в черепаху, хоть на половину, да сумеют. Зельеварение на фоне остальных предметов выглядит не так серьезно, да и в чем проблема, взять несколько ингредиентов в нужных пропорциях, смешать, нагреть, вот и готов магический супчик. Причем все действия поэтапно описаны в учебнике, по-хорошему это должно быть не сложнее, чем сварить кашу на завтрак. Однако мастеров зельеварения в волшебном мире, еще меньше, чем анимагов, законных и не очень. Почему так получается?

Кадр из фильма "Гарри Поттер и принц-полукровка"
Кадр из фильма "Гарри Поттер и принц-полукровка"

Вспомним, что ученики попадают в Хогвартс в возрасте одиннадцати лет, то есть, по сути, еще детьми. До этого они либо посещают магловские школы, либо находятся на домашнем обучении. Математика в этом возрасте на уровне начальных классов, где уж тут посчитать пропорции, или точный вес ингредиентов (весы у юных волшебников довольно старомодные, с гирьками, такими еще и пользоваться надо научиться). В приготовлении пищи, эти дети, тоже вряд ли принимали участие. А в школе, снабдив их тонной не очень понятных теоретических знаний, суровый преподаватель уже требует каких-то достижений над котлом.

На первом-втором курсе, еще понятно, что дети только начинают осваивать азы магии, и им многое не удается просто из-за недостатка опыта и практических знаний. Однако, даже на шестом курсе, проблем с зельеварением не становится меньше. Подростки в состоянии вызвать патронуса, но не могут выполнить ряд действий по рецепту. Мне кажется, что любая хозяйка поймет, в чем тут дело. Допустим, абсолютно любой человек, если умеет варить суп и жарить котлеты, с ходу чисто по рецепту не приготовит бисквитный торт. Казалось бы, что может быть проще, взбить несколько яиц с сахаром и мукой, и запечь все это в духовке. На деле же всплывает множество таких нюансов, как: температура яиц, качество муки, скорость миксера, и возможности духовки. Даже при идеальных условиях, одно лишнее яйцо превратит пышный бисквит в резиновую подошву.

Мне кажется, что с предметом зельеварение подобные трудности. Нужно не только хорошо знать теорию, но и учитывать множество нюансов, и внешних факторов. Основная масса учеников же, предпочитает все нарезать, и скинуть в котел, не вдаваясь в нюансы. Не взорвется, и то хорошо.

Очень многие критикуют момент из «Гарри Поттера», где профессор Слизнорт поручает ученикам сварить напиток «живой смерти». Мол как так, такой опасный яд запросто описан в обычном учебнике, и дорвавшись до него ученики могут потравить пол школы. Только вот на практике, зелье удается одному лишь Гарри, да и то с подсказками из учебника. Даже у Гермионы, которая всегда следует инструкции, выходит безобидное подобие.

Я уверена, что подобные рецепты представлены только в целях ознакомления, чтобы ученики понимали, из чего состоит зелье, каким оно должно быть и какой эффект оказывает. Скорее всего, авторы учебника нарочно исказили рецепт, чтобы ученики не могли сварить полноценный яд. Помешаешь зелье не в ту сторону, подержишь лишнюю минуту, порежешь не так ингредиент, и уже ничего не получилось. Получится только у тех, кто читал дополнительную литературу, и знает лучше остальных свойства составляющих. Не исключено, что на старших курсах, когда зелья становятся все опаснее, большая часть рецептов подается в специально искаженном виде, лишь для ознакомления. Именно поэтому у Гермионы перестает получаться так хорошо, как это было раньше. Ведь она не выходит за границы книжных инструкций.

А вот то, что она сумела сварить оборотное зелье на втором курсе, всего лишь следуя инструкции, говорит о том, что книга, из которой взят рецепт, явно не школьный учебник. Скорее всего, готовь она это зелье по учебнику, у нее так же ничего бы не вышло.

Интересно, что профессор Снейп, который так рьяно рвется преподавать защиту от темных сил, имеет явную склонность и талант к зельеварению. У него всегда есть нужные ингредиенты для зелий, он явно развивается в этой сфере, раз умеет готовить изобретенное совсем недавно зелье для оборотней (не он ли его и изобрел?), а вот в сфере защиты от темных сил, Северус не демонстрирует таких успехов.

Пожалуй, зельеварение было самым сложным предметом еще и потому, что незаинтересованные ученики заранее были обречены на провал. Они могли писать сколько угодно длинные свитки с докладами, но на практике, чтобы добиться успеха требовалось экспериментировать, и иметь базу, выходящую за школьную программу.