Как обслуживать АКПП?
Автоматическая коробка передач является наиболее сложным и одним из самых дорогих для ремонта компонентов автомобиля. На автоматическую трансмиссию ложиться много тяжелой работы. Правда двигатель испытывает куда больше перегрузок, чем АКПП. Поэтому многие владельцы автомобилей считают, что в отличие от силовых агрегатов автоматические коробки передач не нуждаются в регулярном техническом обслуживании. Но это не так.
Именно из-за ошибочного мнения о коробках передач, многие водители пренебрегают обслуживанием АКПП. Например, как вы думаете, где помимо двигателя нужно регулярно менять масло? Конечно в трансмиссии. Ведь работа автоматической коробки напрямую зависит от трансмиссионного масла. Масло в коробке передач передает гидравлическое давление, для того чтобы переключать передачи. Также масло смазывает все движущиеся части автоматической коробки передач.
В отличие от моторного масла трансмиссионная жидкость имеет увеличенный срок службы. Но, тем не менее, со временем масло в АКПП теряет свое химическое свойство. В результате если вовремя не заменить масло в коробке, ее детали будут получать недостаточную смазку, что может привести к поломке трансмиссии.
В первую очередь трансмиссионное масло теряет свое свойство от высокой температуры нагрева коробки передач и из-за высоких оборотов вращения ее компонентов.
Поэтому держать масло в коробке в полной частоте на нужном оптимальном уровне крайне необходимо, чтобы трансмиссия не вышла из строя раньше, установленного заводом изготовителем, срока службы. Также важно использовать в коробке только то трансмиссионное масло, которое рекомендовано заливать в АКПП автопроизводителем.
Где расположен масляный щуп автоматическая коробка передач?
Для того чтобы точно узнать, где расположен масленый щуп АКПП, обратитесь к руководству вашего автомобиля, которое обязательно содержит информацию о месте расположения масленого щупа Трансмиссии. Как правило, подобная информация расположена в разделе "Техническое обслуживание автомобиля".
Проверка автоматической трансмиссии
На большинстве легковых и грузовых автомобилей вы можете легко самостоятельно проверить уровень масла в коробке передач с помощью трансмиссионного щупа, так же как вы это делаете, проверяя уровень масла в двигателе. Изучите руководство к автомобилю, для того чтобы точно знать, как нужно проверять масло в коробке передач. Дело в том, что для разных автомобилей процесс проверки уровня трансмиссионной жидкости в АКПП может отличаться.
К примеру, на большинстве автомобилей Хонда уровень масла в автоматической коробке проверяется на неработающем двигателе, когда как на большинстве автомобилей уровень трансмиссионного масла в АКПП проверяется на работающем моторе, в тот момент, когда коробка находится в режиме паркинга.
Но некоторые легковые и грузовые автомобили не имеют масленого щупа для проверки. В таких транспортных средствах уровень масла в трансмиссии может быть проверен только в техническом центре дилера или в других автосервисах.
Вот пример как нужно проверить уровень масла в автоматической коробке передач на автомобиле Мазда 6:
1. Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и установите стояночный тормоз (поднимите ручник).
2. Дайте поработать двигателю около двух минут на нейтральном положении АКПП .Нажмите на педаль тормоза.
3. Переместите рычаг переключения коробки передач через все диапазоны и установите его в точке «P» (Переключив ручку коробки передач в каждый режим, установите коробку в режим "Паркинг")
4. При работающем двигателе на холостом ходу, вытащите масляный щуп, протрите его, и установите щуп обратно в коробку передач.
5. Вытащите масленый щуп АКПП снова и проверьте уровень жидкости.
Правильный уровень жидкости отмечен на щупе.
*Вот как выглядит масленый щуп с трансмиссионной жидкостью в реальности. На этой фотографии, уровень масла в АКПП в норме и трансмиссионная жидкость выглядит не так уж плохо (по цвету). Но, тем не менее, в скором времени цвет масла измениться и в коробке этой машины рекомендуется поменять масло на новое.
Со временем свойство масла в автоматической коробке передач ухудшается, и оно становится более коричневатым и мутным по цвету.
*Пример, как по цвету определить, нужно ли менять в АКПП масло, а также дан пример нормального уровня трансмиссионной жидкости в коробке
Также вы можете понюхать щуп коробки передач. Если вы чувствуете горелый запах масла, то пришло время заменить трансмиссионную жидкость на новую. Главное это сделать, прежде чем масло в АКПП станет черным.
Какой интервал замены масла в коробке передач?
Интервалы замены трансмиссионной жидкости в автоматических коробках передач варьируются от 40,000-50,000 км до 100,000 км. В некоторых автомобилях автопроизводители не указывают интервалы замены масла в АКПП, так как некоторые коробки передач считаются не обслуживаемыми.
Для того чтобы узнать точный интервал плановой замены масла в коробке вы должны обратиться к руководству автомобиля или обратиться к дилеру.
Что может повредить автоматическую коробку передач?
Большинство проблем с автоматическими коробками передач начинаются от их перегрева. Например, при большой нагрузке во время буксировки тяжелого прицепа, или выезжая через сугробы снега, в которых машина буксует. Или же если автомобиль долгое время движется в жаркую погоду. Также коробка может перегреться при динамичном спортивном движении. При высоких температурах масло в АКПП окисляется и теряет свои смазывающие свойства.
В итоге из-за окисления в коробке образуются масленые отложения. Если вы проверите масленый щуп трансмиссии сразу после ее перегрева, то вы обнаружите, что трансмиссионная жидкость стала темной и грязной и имеет сильно горелый запах.
Также из-за очень высокой температуры резиновые уплотнения и уплотнительные кольца в автоматической трансмиссии становятся твердыми и хрупкими. Кроме того, деформируются металлические части АКПП (например, клапана трансмиссии, которые регулируют давление трансмиссионной жидкости в коробке).
Рано или поздно эти изменения в коробке передач приведут к ее поломке.
К примеру, в сети часто встречаются рассказы владельцев автомобилей, которые сожгли в буквальном смысле свои автоматические коробки передач, пытаясь выехать из снега или грязи, застряв на дороге. Самое плохое, что подобное может произойти даже с новым автомобилем, который буквально на днях впервые выехал на дорогу.
Однако перегрев автоматической коробки не единственная причина, по которым трансмиссия может выйти из строя. Иногда АКПП выходит из строя из-за недостатков ее конструкции или из-за заводского брака. Также частой причиной поломки автоматической трансмиссии становится ее ненадлежащее техническое обслуживание или полное его отсутствие.
Помните что слишком низкий уровень масла в АКПП, также как и слишком высокий может вызвать проблемы с работой коробки. В том числе в случае использования неправильной трансмиссионной жидкости (например использование масла коробки передач, которые не рекомендован производителем) могут наблюдаться проблемы с переключением передач. Также неправильное масло для АКПП может привести к полной поломке коробки.
Как увеличить срок службы АКПП?
Регулярно проверяйте на месте стоянки машины наличие утечек трансмиссионной жидкости. Помните, что после стоянки автомобиля, под ним на дорожном покрытии вы не должны видеть свежих пятен жидкости, кроме пятен от воды. Лучше вовремя заметить утечку масла с коробки передач. Иначе вы рискуете, что из-за утечки трансмиссионной жидкости ее уровень в коробки может упасть до минимума (или еще хуже ниже минимума), что естественно вызовет дорогостоящие проблемы с коробкой.
Поэтому чтобы автоматическая коробка передач прослужила как можно дольше необходимо регулярно проверять в ней уровень трансмиссионной жидкости. Если ваша машина не оснащена масленым щупом АКПП, то проверить уровень масла в ней вы сможете только на станции техобслуживания. Например, в некоторых автомобилях BMW или Volkswagen нет масленого щупа. Поэтому владельцы таких автомобилей должны хотя бы 1 раз в месяц проверять в техническом центре уровень трансмиссионной жидкости в коробке передач.
Если, проверив уровень масла в АКПП, выяснится что он низкий, то значит, где-то есть утечка трансмиссионной жидкости, которая обязательна должна быть устранена.
Также обязательно соблюдайте интервал замены масла в автоматической коробке в соответствии с регламентом плановых технических работ, установленных автопроизводителем.
Если масло в коробке передач стало слишком темным или мутным (цвет жидкости скорее коричневый или черный чем красный), то обязательно замените его на новое.
Используйте только тот тип масла, которое указано в руководстве по эксплуатации автомобиля. Также на некоторых автомобилях тип масла в АКПП, разрешенный для использования, указан на масленом щупе.
Многие современные автомобили очень чувствительны к типу используемого масла в коробке передач. Например, в руководстве по эксплуатации к автомобилю Honda Civi 2008 года говорится:
"Использование трансмиссионной жидкости кроме Honda Genuine ATF-Z1 может привести к ухудшению работы коробки передач и к ее сокращению срока службы. Также другое трансмиссионное масло может привести к повреждению коробки передач".
Кроме того, чтобы сохранить автоматическую коробку передач в нормальном рабочем состоянии как можно дольше, никогда не переключайтесь в режим паркинга или на заднюю передачу пока машина полностью не остановится. В том числе никогда не включайте "Паркинг" и не переключайтесь на него с других режимов, когда обороты двигателя слишком высокие. Дело в том, что все вышеописанное может привести к серьезной поломке коробки передач.
Помните, что на многих автомобилях автоматическая трансмиссия может быть повреждена при буксировке тяжелых грузов или при перевозке на буксире других автомобилей.
Если ваша машина оснащена "фаркопом" (прицепное устройство), то обратитесь к руководству по эксплуатации автомобиля, в котором есть рекомендации производителя о правильной буксировке прицепов.
Если вы планируете часто перевозить тяжелые прицепы на автомобиле, оснащенным АКПП, то стоит рассмотреть вопрос об установке дополнительного охладителя трансмиссионной жидкости.
В том числе помните, что если вы часто перевозите тяжелые грузы, то интервал замены масла в автоматической трансмиссии должен быть сокращен в два раза.
Как заменить масло в автоматической коробке передач?
Есть два способа замены трансмиссионной жидкости. Первый способ замены масла применяется в том случае если в АКПП есть сливная пробка. В этом случае принцип замены масла ничем не отличается от замены моторного масла в двигателе.
В некоторых автомобилях вместе с заменой масла в АКПП нужно также заменить специальный фильтр трансмиссионной жидкости.
А что делать, если в АКПП нет сливной пробки? Что тогда делать? Как слить трансмиссионную жидкость и залить новое масло в АКПП?
Для этого нужно воспользоваться вторым способов замены масла в автоматической трансмиссии. Для этого необходимо открутить защиту двигателя снизу машины, для того чтобы получить доступ к шлангу АКПП, через который можно слить масло.
Вместе с тем, если АКПП имеет фильтр, нужно также открутить поддон коробки передач, под которым установлен фильтр.
Для того чтобы полностью слить масло с АКПП нужно снять шланг, который подходит к коробке передач. Для этого необходимо разжать зажим со шланга и снять его с АКПП. Затем дайте стечь маслу в подготовленную емкость (1 литр). Затем попросите помощника завести автомобиль. Дождитесь, пока в бутылку сольётся 250 грамм отработанной трансмиссионной жидкости. Далее дайте знак помощнику, чтобы глушил двигатель. Дождитесь, пока бутылка полностью не заполнится маслом. Затем вставьте в щуп АКПП воронку и залейте ровно столько масла, сколько слили.
Этот метод называется частичным заменой масла в коробке передач, так как не позволяет при этом способе полностью заменить трансмиссионную жидкость в АКПП.
Для тех же, кто хочет полностью провести замену масла в коробке, но в ней отсутствует сливная пробка, то придётся обратиться в технический центр, в котором есть специальное оборудование, с помощью которого можно заменить масло в любом автомобиле, оборудованным автоматической трансмиссией.
Это оборудование подсоединяется к трубке радиатора охлаждения АКПП. Далее двигатель запускается и по одной трубке с коробки начинает сливаться старое масло и одновременно по другой заливаться новое.
Правда этот метод, очень затратный, так как процесс замены масла на таком оборудовании контролируется мастером с помощью визуального осмотра цвета трансмиссионной жидкости в АКПП. Как только цвет сливаемого масла с коробки станет красным, процесс замещения масла прекращается. Но при этом способе на полную замену масла может уйти в два раза больше трансмиссионной жидкости, чем требуется для залива в коробку.
Когда нужна диагностика и ремонт АКПП?
Если у вас возникли какие-либо проблемы с коробкой передач связанные с утечкой масла, посторонними шумами, трудностями с переключением ручки АКПП, с ударами при автоматической смене передач, пробуксовкой и т.п., то пришло время провести диагностику АКПП.
Ваша задача вовремя распознать неисправность коробки передач и как можно скорее провести диагностику. Это нужно сделать как можно быстрее пока возможно мелкие проблемы с трансмиссией не стали глобальными.
Помните, что раз появившись проблемы с автоматической коробкой, никуда не уйдут. Так что не надейтесь, что странности в работе АКПП со временем исчезнут.
Обратитесь в специализированный автосервис или в дилерский технический центр для диагностики АКПП. Не забудьте мастеру сообщить обо всех признаках неисправности, описав детально, как работает трансмиссия.
В случае если в вашей АКПП найдут неисправность, то, скорее всего, пришло время ее ремонта. Не пугайтесь. Вам не нужно будет приобретать новую коробку передач. В большинстве случаев автоматическая трансмиссия подлежит восстановительному ремонту. Советуем вам проводить ремонт только в тех местах, где вам дадут гарантию на восстановленную АКПП.