Притча относится к тематическому циклу о Царствии Небесном. Свадебный, брачный пир, который всегда ассоциировался с радостью, весельем и светом, издревле считался символом Царствия Небесного. Фарисеи верили, что иудеи – народ, избранный Богом, и что только им предназначено грядущее царство Божие. Однако в притче о брачном пире Иисус Христос дает новое представление о подлинно избранных людях.
Обратимся к тексту Евангелия:
"Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных".
(Мф. 22:1-14)
В Богословской традиции существует следующее толкование данной притчи, предложенное Святителем Феофилактом Болгарским.
- Человек царь – это Бог
- Брачный пир – это пиршество духовное, соединение со Христом.
- Сын (жених) – это Христос.
- Невеста – это Церковь и всякая душа
- Рабы, посланные вначале – это Моисей и современные ему святые.
- Званные – это евреи, которые не поверили Моисею и роптали на Бога в пустыне сорок лет и в дальнейшем не восхотели принять слово Божие и радость духовную.
- Рабы, посланные второй раз – это пророки, такие как Исайя, которого убили, или Иеремия, которого повергли в грязный ров.
- Тельцы и откормленное – это Ветхий и Новый Заветы. Ветхий обозначается тельцами, так как в нём приносились жертвы из животных, а Новый означается хлебным заготовлением, ибо ныне на алтаре мы приносим хлебы; их можно назвать хлебным приношением, так как они изготовляются из муки. Так Бог призывает нас к вкушению благ и Ветхого, и Нового Завета.
- Войска, истребившие званных – это римляне, которые погубили непокорных иудеев, сожгли их город Иерусалим.
- Рабы, посланные третий раз – это апостолы.
- Званные на распутьях – это язычники, ходившие прежде ложными путями. Апостолы же, выйдя из Иерусалима к язычникам, собрали всех: и злых, и добрых, то есть как исполненных всякими пороками, так и более умеренных, которых называют «добрыми» по сравнению с первыми.
- Человек, одетый не в брачную одежду – это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия, обольщающий себя тщетными надеждами получить Царство
Притча, прежде всего, была обращена к первосвященникам и фарисеям. Тем не менее, относилась она не только к непосредственным слушателям Христа, но и ко всему человечеству. Притча напоминает нам, что важно заботиться о спасении своей души, внимать Божиему Слову с благоговением, трепетом и любовью. Спаситель указывает нам в своей проповеди, что нужно для того, чтобы стать истинно избранным человеком.