Знаете ли Вы, что наш физический мозг растёт всего лишь до четырёх лет? Возможность лёгкого обучения в детстве, и путь всей жизни в значительной степени определяются тем, что происходит в эти первые четыре года нашей жизни.
Приблизительно до трёхлетнего возраста каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей мозга. И эта нейронная сеть влияет на все его функции, включая эмоции, память, моторику, поведение, и, конечно же, речь.
Этот феномен много лет изучала профессор Дана Саскинд. Она написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой поведала о факторах, влияющих на мозг ребёнка, к ним относятся: родительская речь, стрессы, похвала и другие.
Давайте рассмотрим эти факторы.
1. Развитие речи
Оказывается, язык является главным стимулятором развивающегося мозга. У ребёнка, языковое окружение которого в раннем детстве было очень скудным, обработка словесной информации идёт с меньшей эффективностью и медленнее.
Как известно, невозможно ребёнку бегать, не научившись ходить. Также невозможно малышу произнести первое слово, если он не услышал и не понял его. Речь родителей в первые три года жизни ребёнка способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для эмоционального, социального и когнитивного развития.
Когда мамочка говорит о цвете мячика, аромате цветка или форме кубика, она с первых дней жизни малыша создаёт питательную языковую среду, которая так необходима для формирования мозга ещё маленького человечка.
Постоянные беседы с ребёнком очень важны, но также и важно их качество. Вот представьте себе мозг в виде копилки. Если в неё бросать только мелочь, то эта копилка, даже набитая до самого верха, не поможет оплатить Вам обучение в колледже, и тем более – в институте. Так же и детский мозг, если он заполняется лишь самыми простенькими словами, то он не потянет обучение в колледже или университете.
А вот если Вы ежедневно будете заполнять его разнообразными новыми словами, то мозг станет «богаче» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение матери и малыша тесно связано с настройкой его речи. Поэтому, дорогие мамочки, Вы должны как можно больше разговаривать с ребёнком, особенно о том, на что направлено его внимание.
2. Стресс
Ещё одно необходимое условие нормального развития мозга — это стабильность. Растущий мозг ребёнка имеет повышенную чувствительность ко всем внешним раздражителям.
Было доказано, что окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители, которые действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.
Конечно же, стресс присутствует в жизни младенцев, например, когда они плачут перед сном, когда их кормят с опозданием. Но если уровень стресса всегда высокий, то гормоны стресса промывают мозг маленького ребёнка, навсегда меняя его.
Изменения мозга из-за стресса приводят к хроническим проблемам с поведением, проблемам со здоровьем и трудностям в учебе. Дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненными проблемами, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.
Если дома постоянно царит стрессовая обстановка, когда словесное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, то спасением для детского мозга может стать режим постоянной защиты от неизбежного нападения.
Всегда готовая система обороны – «бей или беги» — это попытка мозга организовать самозащиту. В итоге мозг теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед неизвестностью, и это серьезно влияет на его развитие.
3. Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга
Всем понятно, что дневной свет является внешним катализатором для развития зрения. Момент, способствующий развитию сознания, более неуловим и многосложен. К нему можно отнести взгляд мамы на малыша; мгновение, когда папа берёт ребёнка в ответ на протянутые к нему ручонки; игры в прятки.
На этом позитивном общении и ответных реакциях у ребёнка формируется фундамент будущего обучения, здоровья и поведения, то есть развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливыми и чуткими взрослыми.
Кратковременными объятиями никак нельзя устранить целую жизнь рядом с «безучастным лицом» или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.
4. Телевизор и развитие ребенка
Психолог Патриция Кул своими исследованиями подтвердила тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.
Был проведён такой интересный опыт. Девятимесячные американские малыши слушали китайскую речь. Из них половина детей слышала слова, произносимые мамой с теплой интонацией, а другие прослушивали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.
Через двенадцать лабораторных сеансов малыши, слышавшие речь непосредственно от живого человека, смогли распознавать звуки китайского языка. А те, кто слушал запись, как Вы уже догадались, ничего не могли.
5. Правильная похвала
Психологи Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу проанализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех. Через пять лет учёные проверили, соотносится ли тип мышления ребёнка, например, пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. И эта связь оказалась поразительной!
На первом этапе исследования выяснилось, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.
Спустя пять лет оказалось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за усердие и усилия, в семь-восемь лет с большей вероятностью были склонны к расширению кругозора. Ещё выяснилось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.
Было доказано, что такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом, а способности можно улучшить только благодаря старанию.
Отсюда можно сделать вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.
6. Влияние плача
Очень много исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Он может негативно влиять на нейронные связи мозга малыша, в результате чего ребёнок вырастет обремененным проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. А ещё такие дети более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.
Дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни и реагировали на плач оперативно и доброжелательно, будут расти без перечисленных выше проблем. Такие родители, помимо развития детского мозга, помогают заложить основу для привязанности, которую ребёнок пронесёт через всю свою жизнь.