Пролог
Думаю, я никого не удивлю, если скажу, что прыгал с парашютом. Очень многие испытывали то удивительное наслаждение, те прекраснейшие ощущения, которые сопровождают это событие. Как бы я ни старался, как бы ни ухищрялся, какие бы разнообразнейшие эпитеты из нашего великого и могучего я ни применял, всё равно не удастся описать всё то, что чувствуешь до, во время и после прыжка. Как говорят те, кто хотя бы раз прыгнул с парашютом - это надо прочувствовать только на собственном опыте. Но, тем не менее, я всё-таки постараюсь максимально достоверно рассказать вам о том, что испытал сам. И хотя на данный момент я нырнул в небо уже шестьдесят два раза, всё равно помню практически каждое мгновение своего самого первого прыжка. Но для начала хочется рассказать вам о том, как я пришёл к парашютному спорту. Начинается эта история с самого детства.
Итак…
Мечта родом из детства
Родился я на Севере. Отец мой был военным, служил в авиации. И, естественно, жили мы в военном гарнизоне. Всё моё окружение, одноклассники, друзья - в основном авиаторы, их дети, и люди, так или иначе связанные с авиацией. И, разумеется, мне удавалось неоднократно бывать на аэродроме, сидеть в кабинах военных самолётов и общаться с лётчиками, техниками, солдатами.
Я, как и все мальчишки на свете, всюду совал свой нос, и поэтому знал довольно много о том, что происходит в воинской части, знал об обязанностях военнослужащих, а также знал о боевой подготовке личного состава авиаполка. В эту самую подготовку в обязательном порядке входили парашютные прыжки.
В тёплое время года прыжки выполнялись в районе аэродрома, довольно далеко от нашего посёлка, но, тем не менее, мы с друзьями могли издалека видеть происходящее. Даже во время учёбы в школе, если занятия шли в классе, выходящем окнами в сторону воинской части, мы, отвлекаясь от урока, во все глаза наблюдали за этим зрелищем. За что и получали втык от преподавателей.
Зато зимой мы становились гораздо ближе к этим людям, казавшимся нам чуть ли не ангелами. Дело в том, что зимние прыжки происходили на одном из многочисленных озёр, окружавших наш гарнизон. Здесь, на Севере, лёд на озёрах намерзал до толщины, позволяющей успешно совершать взлёты и посадки довольно большим самолётам. Озеро, на котором всё это происходило, располагалось не более чем в полукилометре от нашего дома. И, естественно, как только выдавалась возможность, мы были тут как тут.
Самолёты, различная авиационная автотехника, парашютисты тянули нас к себе, подобно магниту. Пронырливые, как все пацанята в мире, мы умудрялись пробираться даже через оцепление, и приставали с разговорами к авиаторам. И даже, (о, чудо!) один раз удалось примерить на себя парашют. Правда, что греха таить, под тяжестью ранца я не устоял на ногах, и довольно резко приземлился на пятую точку, что вызвало взрыв смеха у тех, кто это видел. Кое-кто даже опасался, что от такого удара лёд на озере лопнет, и полёты прекратятся. Шутили, конечно.
Бедный мой отец! С высоты прожитых лет понимаю, как я надоел ему своими приставаниями по поводу парашютных прыжков. Но тогда…
- Пап! Я хочу прыгнуть с парашютом!
- Маленький ещё! Никто не разрешит.
- Пап! А когда разрешат?
- Когда вырастешь!
- А может, можно что-нибудь придумать?
- Можно! Сейчас ремень возьму и быстренько всё придумаю!
И так далее, и в том же духе.
Естественно, в те далёкие советские времена о прыжке для такого шпингалета, как я, не приходилось даже и думать. Но мечта осталась. Крепкая такая мечта.
На колёсах к небу
Прошло время… Судьба отца-военного заставила нашу семью поменять место жительства. Мы переехали в тёплые края - на Донбасс. Я окончил школу, училище, призвался в ряды доблестных Вооружённых Сил СССР. Отслужил на флоте, демобилизовался, начал работать.
Прошу читателя простить меня за столь далёкие отступления от главной темы моего повествования, но без них, то бишь, без отступлений не получится полноценного рассказа о воплощённой мечте моего детства. Поэтому, с вашего благословения, я, как говорится, двигаю дальше.
Работать я устроился водителем. Сначала на «Газончике» по городу ездил, возил всякие мелкие грузы. Обслуживал то заводскую столовую, то местный магазин, то детсад. Иногда приходилось выезжать за город, на трассу, благо международная магистраль «Харьков - Ростов-на-Дону» пролегала рядом с нашим городом. Там, на трассе, я частенько заглядывался на громадные фуры с надписью «Совтрансавто». И тогда у меня начала созревать новая мечта - стать водителем-дальнобойщиком, и работать в предприятии международных перевозок «Совтрансавто».
Не думайте, что я уклонился от темы, но именно эта водительская мечта помогла мне приблизиться к парашютному спорту, поэтому данная часть описания моего пути к прыжку здесь просто необходима. Это станет ясно несколько позже. А сейчас я продолжу свой рассказ.
Я начал интересоваться, что же требуется для поступления в «Совтрансавто». Прежде всего, нужен был стаж работы на большегрузных дизельных автопоездах. Поскольку в гараже при заводе, где я работал, таковых не было, мне пришлось перейти на другое место работы, в автобазу, где есть нужный мне вид транспорта. Не буду рассказывать о том, как я дошёл до работы на МАЗе с полуприцепом, но своего я добился.
Начались командировки. Рейсы были в основном по европейской части Советского Союза. Одно время пришлось часто ездить в город Кременчуг. Именно в этих рейсах мне и довелось вновь соприкоснуться со своей детской мечтой. Те события стоят того, чтобы заострить на них внимание.
Мы ездили в Кременчуг в основном двумя машинами. На другом МАЗе работал очень хороший парень - Женя. Он был довольно-таки намного старше меня, но в душе у него жил юноша.
Любитель приключений, экстрима и неординарности, Женя частенько придумывал разные интересные штуки. Вот и в этот раз, благодаря Жене мы начали знакомство с парашютной жизнью.
Путь наш пролегал через Харьков. Буквально в нескольких километрах от Харькова в сторону Полтавы есть небольшой посёлок. Название его - Коротыч. Вот в этом-то посёлке и располагался аэродром Харьковского аэроклуба. Но я об этом тогда ещё не знал.
В одном из рейсов, когда мы уже возвращались домой, Женя ехал первым. Вдруг я увидел, что Женя ни с того, ни с сего включил указатель левого поворота, и собирается свернуть на какую-то узенькую дорожку. Раций в машинах тогда не существовало, спросить, куда это его несёт, я не мог, и поэтому мне ничего не оставалось делать, как свернуть за ним. Проехав буквально двести метров, мы упёрлись в ворота, и, прижавшись вправо, припарковались.
Первый мой вопрос к Жене, естественно, был о том, что случилось. Ответ был прост - машина хандрит, надо её подремонтировать. А так, как уже вечерело, нам нужно здесь переночевать, чтобы утром устранить неполадки, и тогда мы поедем дальше.
Забегая вперёд, скажу, что Женя немного приврал по поводу поломки. Никакой проблемы не было. Просто мой напарник уже во время прошлых поездок приметил этот аэродром, и вот решил, наконец, заехать сюда.
Как я уже говорил, в Жене жил юноша-авантюрист. И именно этот юноша глазами Жени увидел в своё время в небе над Коротычем купола парашютов. Этот же юноша и нашептал моему товарищу идею присоединиться к великому парашютному братству. В том-то и была истинная причина нашего заезда в аэроклуб.
Благодаря хорошо подвешенному Жениному языку мы познакомились сначала со сторожем, потом с замполитом, а в дальнейшем и со многими другими работниками аэроклуба. Опять-таки, забегая вперёд, скажу, что потом мы стали частенько - практически каждую поездку, заезжать на аэродром. Наши машины начали впускать на территорию, ночевали мы уже не за забором, а под охраной, а наше общение с сотрудниками аэроклуба стало более тёплым и свойским.
А тогда, в наш первый заезд, Женя с места в карьер начал разузнавать у сторожа о парашютных прыжках. Вот тут-то во мне и всколыхнулась, причём со страшной силой, моя детская мечта. Кое-какую информацию сторож нам дал, но сказал, что если мы хотим узнать обо всём подробнее, то мы должны дождаться утра. Утром будет руководство, оно нам всё и расскажет.
Вечером, за ужином и после него, у нас только и было разговоров, что о парашютах и обо всём том, что с ними связано. Естественно, я рассказал Жене о своём детстве, о службе отца в авиации, о своей мечте. Женя, в свою очередь, поделился своими мыслями по этому поводу. И тут же с лукавой улыбкой спросил:
- Ну, а шаг из самолёта сделать сможешь, или заднюю включишь?
- Запросто сделаю! - ответил я.
- Точно?
- Точнее не бывает! - почему-то тогда я был уверен в искренности своего ответа.
Без ложного хвастовства скажу, что на своём первом прыжке я действительно абсолютно без страха вышел из самолёта, тем самым спустя годы убедился в том, что не соврал ни Жене, ни самому себе. И во всех своих последующих прыжках я покидал самолёт с удовольствием и наслаждением.
А тогда, в тот первый вечер у аэродрома «Коротыч», мы ещё долго не ложились спать...
Наутро прибыло руководство. Увидело какие-то чужие большегрузные автомобили и, конечно же, давай нас расспрашивать, типа, кто мы такие, что здесь делаем и так далее. Благодаря своей коммуникабельности Женя быстренько свернул разговор на нужную нам тему. Типа, мы частенько ездим мимо аэродрома, наблюдаем за прыжками. Вот и не удержались, решили заехать и разузнать, насколько реально прыгнуть с парашютом.
Времена были ещё советские (хотя дело уже шло к развалу), поэтому правила и инструкции, а также всевозможные требования к осуществлению парашютных прыжков были ещё на том, советском уровне. В связи с этим никто не разрешил бы нам в то время совершить прыжок в день приезда. Нужно было долго заниматься, изучать матчасть, проходить различные тренажи в парашютно-тренировочном городке и так далее…
Но уж если нам с Женей взбрела в голову мысль прыгнуть с парашютом, то её не так-то просто оттуда выпихнуть. Мы решили записаться в группу будущих парашютистов, и, да простит нас тогдашнее и нынешнее руководство, за то, что раскрываю тайну, начали с некоторыми нарушениями проходить обучение. Нарушения эти заключались в том, что мы не могли посещать занятия как положено, так как были не местные. Вернее, практически совсем не посещали. Но, тем не менее, мы были зачислены в группу, и по мере возможности начали изучать парашютную науку. Узнали мы о марках и типах парашютов, о страхующих приборах, о способах раскрытия, о приёмах покидания самолётов и о многом другом.
Дошли мы также и до прыжков с парашютно-тросовой горки. О них стоит рассказать подробнее. Вышка в городке была стандартная. От её верхней части до земли под наклоном натянуты тросы, на них тележка с подвесной системой, внизу, в месте приземления - песочек, в общем, всё - как положено. В очередной раз, получив наставления о том, что главное - ноги, сажусь в подвесную систему, застёгиваюсь. Страха нет, как такового. Высоты я не боялся никогда, наоборот, меня всегда тянуло забраться куда-нибудь повыше и оттуда поглазеть на округу. Вот и в этот раз меня посетило знакомое чувство восторга от высоты, но к нему прибавилось предвкушение - я сейчас прыгну отсюда! Тут будет что-то новое, что-то совершенно неизведанное, и я сейчас получу это! Раньше я, разумеется, прыгал с пляжных вышек, но там внизу была вода, я не был ни к чему привязан и высота была небольшая. Да и на Севере мы с друзьями прыгали с крыш домов в сугробы, но это тоже было не то. А здесь…
Стою, жду команду на прыжок, смотрю вниз и:
- Пошёл!
Ух-х! Время слегка растянулось, есть ощущение резкого снижения, но чувствуешь, что привязан и спускаешься по наклонной. Усилием сознания заставляю себя держать ноги в нужном положении, земля приближается и - шлёп! Я уже на земле! Хотя время прыжка с вышки занимает две-три секунды, мне показалось, что я летел секунд семь-восемь. Позже я узнал, что иллюзия растяжения времени характерна для таких ситуаций, но тогда для меня это было совершенно новое ощущение, но оно же и помогло мне полнее прочувствовать спуск.
По программе обучения в тот день все курсанты должны были сделать по два прыжка с вышки, что меня, не совру, огорчало, так как после первого раза мне захотелось испытать этот полёт ещё, как минимум, раз десять.
Пока я ждал в очереди второго прыжка, до меня дошёл смысл фразы: «Первый раз прыгаешь на эмоциях, а второй на разуме». Абсолютная правда! Ведь первый раз от наплыва эмоций даже не почувствовал касания земли! А сейчас понял, что мне необходимо это ощутить.
И снова:
- Пошёл!
Опять: -Ух-х! Лечу! Ноги готовы, поза правильная, но почему-то удовольствия ещё больше! Шлёп! Касание земли! Вот теперь почувствовал! Довольно крепко! Но инструктор говорит, что я сделал всё правильно. Это радует. Как позже оказалось, приземление с вышки было жёстче, чем с парашютом, но об этом потом. А пока - я балдею! Женя тоже в восторге.
А инструктор ещё и подначивает:
- Э, ребята! А как вы запоёте после прыжка с самолёта!
Дразнится, змей! Знает, о чём говорит.
В тот день мы долго находились под впечатлением. Но всё хорошее, к сожалению, когда-нибудь кончается…
…До нашего первого прыжка оставался примерно месяц, когда, благодаря приближающемуся развалу Союза, наше сотрудничество с кременчугским партнёром прекратилось, и, как следствие, прекратились наши рейсы в Кременчуг. И, естественно, мы больше не могли посещать занятия. Было досадно. Очень…
Но если мечта засела в тебе крепко-накрепко, если ты умудрился подцепить небесную болезнь, то это уже навсегда. И ты знаешь, что рано или поздно твоё желание всё равно сбудется. Это лишь вопрос времени…
К великому прискорбию скажу, что моему товарищу Жене так и не удалось прыгнуть с парашютом. Он трагически погиб в быту… Земля ему пухом. Хороший был парень…
Но жизнь продолжается, и мы переходим к следующей главе, и, как следствие, к новой части моего пути к мечте.
До неба рукой подать
Я продолжал работать водителем в той же автобазе. Продвигался к своей мечте - трудиться в «Совтрансавто», и спустя несколько лет наработал всё необходимое для поступления в это предприятие. Находилось оно в городе Луганске.
Успешно пройдя строгое собеседование, я уволился со старой работы, оформился на работу в «Совтрансавто» и переехал жить в Луганск. Поначалу работал слесарем (так было положено в те времена), потом меня перевели водителем, и снова начались дальние рейсы.
Частенько доводилось проезжать через Коротыч. Каждый раз, проезжая мимо аэродрома, я облизывался, глядя на лётное поле, благо оно прекрасно видно с трассы. Но… Работа, ценность груза, сроки доставки не позволяли заехать и пообщаться с коллективом аэроклуба. К тому же на дворе были дикие девяностые, разруха после распада Союза, и не было уверенности в том, что прыжки продолжают осуществляться.
Спустя определённое время некоторые обстоятельства заставили меня на какое-то время отказаться от дальних рейсов. В «Совтрансавто» я продолжал работать, но уже на должности водителя автобуса, на котором я иногда возил сотрудников предприятия на работу и с работы, частенько ездил по командировкам, а также выполнял различные заказные поездки.
И тут до меня начали доходить слухи, что где-то в нашем городе есть возможность прыгнуть с парашютом. За определённую плату. Многие в нашем АТП уже знали о моей мечте, и время от времени то один, то другой сотрудник давал мне кое-какую информацию обо всём, что связано с парашютным спортом. Таким образом, я узнал, что наш город имеет давнюю авиационную историю. Ну, а там, где есть авиация, там обязательно есть парашютисты. Как оказалось, сильные парашютисты, много мастеров, чемпионов и даже лауреат книги рекордов Гиннеса. Это была Валентина Закорецкая.
Жила она в районе Луганского высшего военного авиационного училища штурманов (ЛВВАУШ). Не буду рассказывать об её заслугах в спорте, это за меня давно уже сделали другие, но в моём пути к мечте она тоже сыграла некоторую роль. Как это было?
В один из крайних летних дней вёз я наших сотрудников с обеда на работу. Ехал мимо ЛВВАУШа. В числе пассажиров была и наша вахтёрша. Она также жила в этом районе, и естественно, знала многих местных жителей. И тут она мне говорит:
- Вон Закорецкая идёт.
Я как ехал, так и остановился.
- Где?!
- Да вон же!
- Как её зовут?
- Валентина Николаевна. А что?
Не отвечая на вопрос, открываю двери, оставив обалдевших пассажиров в салоне, и даже не заглушив двигатель, вылетаю на улицу и:
- Валентина Николаевна?
- Да.
- Здравствуйте, извините за беспокойство, я хочу прыгнуть с парашютом, но не знаю, как и где можно это сделать. Подскажите, пожалуйста!
- Без проблем! Прыжки проводятся на аэродроме «Весёлая Тарасовка» по субботам и воскресеньям, - знаменитая парашютистка рассказывает условия, время прыжков и многое другое, и приглашает на аэродром. - Приезжайте, прыгайте в своё удовольствие!
Получив нужную информацию, прощаюсь с Валентиной Николаевной, сажусь за руль, и везу рабочих дальше. Они, разумеется, пристают ко мне, мол, что, да как? Отвечаю им, а сам уже витаю в облаках. Мысли в небе - мечта уже рядом! С ума сойти - я скоро буду прыгать!
С того дня я уже довольно плотно занялся возможностью попасть на аэродром. Общественный транспорт туда не ходит, дороги не знаю, знакомых парашютистов, к которым можно упасть на хвост, пока нет… Остаётся искать машину, своей ведь не обзавёлся. Давай приставать к друзьям, знакомым, соседям с этим вопросом. Как назло - без успеха! Один занят на работе, у другого машина поломана, третьему просто лень в выходные вставать в такую рань… А деньки-то уходят! Уж осень на дворе. Скоро дожди пойдут. Засада, да и только!
Но есть на свете счастливые дни! В один из таких дней вожусь в автобусе с мелочами, выездов нет, колупаюсь себе потихоньку. И тут подходит ко мне наш моторист Саня Токарев. С интересной такой улыбочкой, без прелюдий, спрашивает:
- А какая у тебя мечта?
Думаю, чего это он? Наверняка же знает! Или подколоть решил?
Отвечаю. Практически без раздумий:
- Прыгнуть с парашютом.
- А я вот уже прыгнул! Причём два раза!
Я аж взвился! Чуть головой о потолок не треснулся! Свои люди, здесь, в АТП, уже бороздят небо, а я всё сухопутный! Ну, уж нет! Хватит мечтать, надо действовать! Вцепился я в Саню не хуже энцефалитного клеща, давай, мол, всё в подробностях выкладывай. Саня коротко рассказал, но мне этого мало:
- Санёк! Подробнее, подробнее!
- Да некогда. Перерыв кончается. Сейчас начальник ремслужбы засечёт, что я с тобой тут болтаю, даст он мне тогда прыжки.
Но от меня уже не отделаться. Прусь за Саней в моторный цех. Вопросы сыплются из меня, как из дырявого мешка. Санёк едва успевает отвечать. И тут до меня доходит - у Сани есть машина! Вот кто меня поймёт! Вот кто меня повезёт на прыжки! Значит, надо уговаривать товарища.
- Санёк! Дело магарычёвое! С меня заправка. С лихвой. Тебе ещё на свои поездки топливо останется. Свози на аэродром, а?
На удивление легко Саня соглашается. Сказано - человек прыгал, понимает. Остаётся выяснить день поездки. У Сани суббота, воскресенье - выходные, а вот у меня график. Несусь в автобус, смотрю в бумаги. Ага, есть! Двадцатое сентября, суббота - выходной! Ура!
Снова бегу к Саньку:
- Саня! Как насчёт двадцатого?
- Не вопрос. Лишь бы погода позволила.
- Годится, замётано! - обговариваем время, место встречи и разные мелочи, жмём друг другу лапы, и я, чуть ли не паря над землёй от радости, удаляюсь.
Ждать и догонять - две самые противные штуки. Догонять мне некого, а вот ждать того дня, когда, наконец-то сбудется моя давняя мечта - напряг. Серьёзный. Не буду описывать своё ожидание, скажу лишь, что почти никому не говорил о том, что поеду прыгать, дабы не спугнуть удачу. Да ещё по вечерам подолгу не мог уснуть - всё представлял себе предстоящее событие.
Вдобавок ко всему одолевали разные зловредные мысли о том, что может помешать мечте сбыться. А если погода не даст? А вдруг у Сани не сложится с поездкой? А машина в пути поломается? Да ещё всяческие сомнения, типа проблем с самолётом, или с парашютами, или вылета не дадут. А может, меня по какой-либо причине не допустят к прыжку? Приходилось самого себя успокаивать и надеяться на то, что всё получится.
Но всё когда-нибудь кончается. Закончилось и моё ожидание. Пятница, девятнадцатое, вечер. Завтра! Завтра прыжок! Скорее бы завтра!
И настал этот день
Двадцатое сентября 2003 года! Эта дата впечаталась в мою память крепко - накрепко. В этот день я всё-таки совершил свой первый прыжок! Мечта сбылась! Впрочем, обо всём по порядку!
В четыре часа утра будильник дал команду «Подъём». Подскочил, как в армии - сегодня на аэродром!
Вы спросите - зачем в такую рань подниматься? Отвечу: всё дело в местных погодных условиях. Конкретнее - в ветре. Здесь, в районе Луганска, этот губатый долго спать не любит. Просыпается с утра пораньше, и давай поддувать. И если он дует со скоростью свыше пяти метров в секунду - о прыжках можно забыть. По крайне мере, для начинающих. Техника безопасности - прежде всего! Спортсменам, конечно, по барабану такой ветер, особенно тем, кто на скоростных куполах летает, но я-то не спортсмен. Я - перворазник (так в парашютных кругах называют тех, кто первый раз прыгает). И поэтому я сегодня - птичка ранняя.
Итак, я поднялся. Всякие водные процедуры, завтрак, перекур. Тут звонок мобильного. Ага - Санёк:
- Привет! Готов?
- Как пионер!
- Тогда давай выдвигайся, минут через десять буду.
- Понял, выхожу.
Собираться не нужно - всё приготовлено с вечера. Сумку на плечо, туфли на ноги, и на выход. До места встречи ходьбы минуты три. Подошёл, стою, жду. А в голове мысли ураганом носятся. Всё ли получится, доедем ли, будут прыжки или нет? Погоду не разберёшь - на улице ещё темно, но звёзд на небе не видно. Неужели облачность? Не хотелось бы... Тянет лёгкий ветерок. Хоть бы не усилился! И где же Саня?
О, какие-то фары из-за поворота показались. Он, не он? Нет, «Газель» какая-то. Ещё фары. Похоже, легковушка. Правый поворот включает, притормаживает. Точно - Санёк!
- Утро доброе!
- Доброе!
- Погнали?
- Погнали!
Пока едем, я снова пристаю к товарищу, мол, расскажи, как всё происходит. Саня усмехается:
- Вот любопытный. Сам всё увидишь!
- Это ясно! Но мне всё же хочется знать, как себя вести, к кому подходить, что можно, а что нельзя, - пристаю я.
- Не бойся. Подойдём к инструкторам, они всё расскажут.
- Понял. Не боюсь. А сам прыгать будешь? - спрашиваю Саню.
- Не знаю. Хочется вообще-то, - с сомнением отвечает товарищ.
- А что мешает?
- Да, честно говоря, денег с собой не взял, прыгать-то сегодня не собирался. Думал, тебя свожу и всё.
- Да какие проблемы? Я поделюсь. Давай вместе, Санёк? Вдвоём и отца бить легче! - уговариваю.
- Посмотрим... - говорит Саня. - Ты лучше дорогу запоминай. Наверняка, ещё не раз будешь сюда мотаться.
Как в воду глядел!
Тем временем начало светать. Облачности не видно - это радует. Листья на деревьях, правда, слегка колышутся. Говорю об этом Саньку.
- Ерунда. Главное - чтобы стволы не качались! - острит Саша, и тут же успокаивает: - Не похоже, чтобы из-за ветра прыжки отбили. Вон, на дым от ГРЭС посмотри.
И правда, далеко справа от нас видны дымы Счастьинской ГРЭС. Ровненько, без разрывов поднимаются вверх и слегка в сторону, а на высоте потихоньку начинают расстилаться по небу. Хорошая примета! Не должна погода подвести.
Тем временем мы уже выехали за город, в сторону Дебальцево. Вот и Весёлая Тарасовка. Где-то здесь нам сворачивать. Ага! Санёк включает левый поворот и сообщает:
- Запоминай ориентир - слева столб в виде буквы «А», за ним налево.
- Понял!
Проехав немного по асфальту, съезжаем на грунтовку. По ней надо ехать около четырёх километров. Я слегка удивлён:
- А что, асфальта на аэродром нет?
- Это ж тебе не Шереметьево! - посмеивается Саня. - Да ты не переживай, здесь дорога ещё с довоенных времён натоптана.
- А другой дороги нет? - задаю я вопрос.
- Есть. И не одна. Правда, все грунтовые. Но основная эта. По ней в своё время весь Советский Союз ездил, - просвещает меня товарищ, - тут столько различных соревнований происходило в своё время - не сосчитать!
- Интересно!
- А то!
Едем дальше. Слева лесопосадка, справа поля. Повернули налево. Краешек солнца показался на горизонте. На небе ни облачка. Погода - песня! Как говорят парашютисты – уложись и прыгни!
- Подъезжаем, - сообщает Санёк. - Вышку видишь?
И правда - над деревьями вырисовывается конструкция парашютно-тросовой горки.
- Мы с неё на инструктаже будем прыгать? - любопытствую я.
- Нет, она в нерабочем состоянии, - говорит Саня.
- Жаль... Я бы с удовольствием попрыгал.
- С самолёта попрыгаешь, - дразнится товарищ. - Всё, приехали!
И правда - вижу шлагбаум, справа щит с надписью «Аэродром Тарасовка». Мы на месте. Ура!
Утро на аэродроме
Въезжаем на территорию аэродрома. Нас встречает сторож. Рядом с ним собаки. Смотрят и хвостами виляют. Меня тут же посещают прикольные мысли: «Знают, кто и зачем приехал. Вот и приветствуют».
Санёк приостанавливается и спрашивает у сторожа:
- Здравствуйте! Прыжки будут?
- Да! - отвечает сторож, - куда идти, знаете?
- Конечно! - говорит Саша.
- Тогда ставьте машину и проходите, - разрешает сторож. Мы так и делаем.
В первую очередь, как сообщил мне Саня, нам нужно идти на медосмотр. Идём. Слева от нас длинное одноэтажное здание. Над входом плакат, видимо ещё с советских времён. На нём написано: «Слава рыцарям пятого океана!». Времена Союза давно прошли, но я почему-то согласен с автором плаката.
Идём дальше. Слева вижу стоянку самолётов. Несколько спортивных Як-52, и пара легендарных АН-2. Там уже идёт работа. Техники крутятся у самолётов.
Саня комментирует:
- У «Яков» тоже полёты будут. Посмотришь, как лётчики высший пилотаж крутят.
- А как насчёт полетать?
- Договоришься - полетаешь!
- Серьёзно? - не верю я.
- Ну, конечно, серьёзно! - действительно, по Саниному лицу не видно, чтобы он шутил.
- Ты меня заинтриговал! Надо будет разузнать и полетать.
- Потом полетаешь, сначала прыгни! - пускает шпильку Санёк, и добавляет: - Вон, кстати, и инструктор идёт.
Действительно, навстречу нам идет невысокий мужчина в годах, одетый в тёмно-синюю авиационную робу. Поравнявшись с нами, спрашивает:
- Вы на прыжки?
- Да.
- Ну, тогда к врачу, а потом в городок на инструктаж. Знаете, где это?
- Знаем.
- Действуйте.
Мы и действуем. Подходим к санчасти, а там уже толпится народ. Спрашиваем, кто крайний, и пока ждём своей очереди, Саня рассказывает об инструкторе:
- Он у меня два раза выпускающим был. Бывший военный.
- А как его зовут? - интересуюсь я.
- Станислав Иванович, - отвечает товарищ.
- Ясненько. Запомним.
Тут подходит и наша очередь. Санёк говорит:
- Давай, двигай первым, я за тобой.
Захожу, здороваюсь. За столом женщина-медик. Приглашает присесть. Присаживаюсь. Начинаются обычные медицинские расспросы о самочувствии, о травмах в прошлом, о зрении, о слухе и тому подобное. Отвечаю, что проблем с этими делами не имею.
- А как с давлением? - спрашивает врач.
- Обычно 120 на 80, - отвечаю.
- Ну, давайте измерим.
Измеряем. О, вот тебе и раз - 125 на 85! Слегка повышенное. И пульс немного частит. Доктор не удивляется:
- Перед первым прыжком у всех так. Годен, - она записывает мои данные, желает удачного прыжка, и я покидаю помещение санчасти.
Санёк встречает с улыбкой: - Ну что, годишься в парашютисты?
- А что, по мне не видно? - отвечаю вопросом на вопрос.
- Ещё как видно! Сияешь, как новенький пятак.
- Есть причина! Давай, заходи, твоя очередь.
Санёк уходит, а я обращаю внимание на погоду. А она поёт! Прекрасный осенний день, в небе ни облачка, видимость - миллион на миллион! Да и ветер, враг перворазника, почти затих. Красота!
Тут раздаются звуки самолётных двигателей. Сначала зарокотал один, спустя некоторое время - другой. На звук АН-2 не похоже.
«Наверное, «Яки» запустили», - думаю я, и чтобы убедиться в этом, иду взглянуть - так ли это. Действительно так. А ещё вижу, что с двигателя одного из АН-2 техники уже сняли чехол. Готовят самолёт - радостное зрелище! Похоже, быть сегодня прыжкам!
- Засмотрелся? - слышу за спиной Санин голос.
- Есть такое, - соглашаюсь, и интересуюсь: - К прыжкам годен?
- Естественно!
- Ну что, на инструктаж?
- Ну да.
Идём с Саньком в сторону тренировочного городка. Возле одного из зданий уже стоит грузовик, и несколько человек что-то загружают в него. Саня, предугадывая мой вопрос, объясняет:
- Спортсмены грузят инвентарь. Будут выезжать на полевой старт.
Входим в полосу воздушного потока от двигателей «Яков». «Яки» газуют. Ого! Сильный поток! Хорошо тянет, прямо как крепкий, почти штормовой ветер. Аж деревья колышутся, хотя растут довольно далеко. Проходим дальше, поток затихает.
Заходим в городок. Сразу справа лавочки. Левее лавочек стапеля, на которых подвязаны подвесные системы. Саня, входя в роль заправского экскурсовода, информирует:
- Перед вами тренировочный городок. Здесь вас научат не ломать ноги на приземлении, а также обучат разным другим парашютным премудростям. Перед собой вы видите учебные подвесные системы. В них вы обязательно погреете свои задние мышцы. Чуть дальше вы видите трамплин. Там мы тоже побываем. Левее трамплина - вышка, но нам туда не надо.
- Годишься в экскурсоводы, - улыбаюсь я, - может, и инструктаж проведёшь?
- Запросто! - прикалывается Санёк.
В городке постепенно прибывает народу. Заходит и Станислав Иванович:
- Ну что, похоже, все собрались? Тогда начинаем занятия.
Толпа обращается в слух. Инструктор начинает с общих вопросов, таких как, правила поведения на аэродроме, на старте и в самолёте. Особое внимание уделяет технике безопасности. После чего рассказывает о порядке выполнения прыжка, начиная со взлёта и заканчивая сборкой парашюта на земле. Потом рассказывает об особых случаях. Термином «Особые случаи» в парашютном спорте называются различные нестандартные и опасные ситуации, такие, как отказы парашютов, нештатные приземления, схождение парашютистов в воздухе и тому подобное. Подробно рассказывает, как правильно действовать при той или иной опасности. После чего приглашает всех по очереди садиться в подвесные системы. Первая тройка рассаживается, застёгивается и инструктаж продолжается. Инструктор разъясняет различные действия на тренажёре.
Подходит и моя очередь повисеть в системе. Подхожу, сажусь в подвесную, застёгиваю ножные обхваты, грудную перемычку, закрепляю запасной парашют.
Вспоминается аэродром в Коротыче. Надо же, столько лет прошло, а те занятия помню хорошо. Также висел в подвесных, также выполнял разные тренировочные приёмы.
Станислав Иванович даёт различные вводные - исполняю. Каюсь - один раз развёл ноги в стороны, за что немедленно и выхватил. Тренируюсь дальше, стараясь помнить главное - положение ног должно быть на постоянном контроле. Закончив занятия в подвесных, освобождаю систему для следующего курсанта.
Вот упражнения на стапелях окончены, и мы переходим к следующему этапу тренажа - к трамплину.
Инструктор рассказывает:
- Трамплин, как вы сами видите, имеет три ступеньки. С первой ступеньки вам нужно будет отработать отделение от самолёта. Со второй и с третьей ступенек вы будете имитировать приземление.
Рассказав и показав нам, как производится выход из самолёта, Станислав Иванович приглашает курсантов выполнить это упражнение. Все по очереди прыгают. Вот и я поднимаюсь на трамплин. Принимаю исходное положение, получаю команду и прыгаю. Вроде получается! Для контроля ещё разок. Все нормально.
После того, как все курсанты отпрыгали, инструктор рассказывает о следующем упражнении:
- Сейчас мы будем отрабатывать приземление. Это делается так - носки, пятки и колени сводим вместе, ступни параллельны земле. Руки подняты вверх, как бы держатся за свободные концы подвесной системы. Для контроля зажмите коленями и носками обуви какие-нибудь прутики. При приземлении они должны остаться на месте, - и тут же шутит, - Представьте себе, что это не прутики, а купюры по сто долларов. Потерял прутик - потратил деньги на лечение перелома.
Курсанты улыбаются. Кое-кто в шутку предлагает на самом деле вместо прутиков использовать деньги.
Начинаем упражнение. Прыгнул и я. Нормально, прутики на месте. Ощущение в ногах от приземления терпимое - достаточно крепко, но приемлемо. Как рассказывал Санёк, удар ногами о землю при настоящем приземлении примерно такой же, как и сейчас, при прыжке со второй ступеньки.
Прыгаю повторно. Всё нормально. Третий раз. Снова всё как положено. Освобождаю трамплин для следующего курсанта.
Прыгаем на контроль с третьей ступеньки. Бух! Ого - хороший шлепок по ступням. Как в Коротыче с вышки. Но прутики на месте! И это радует. Не отдам деньги на лечение перелома!
Упражнения окончены. Станислав Иванович завершает инструктаж:
- Всем всё ясно? Вопросы есть?
- У меня нет подходящей обуви, где её можно взять? - раздаётся женский голос.
- На старте. Спросите у спортсменов - они вам помогут. А если у кого-то есть своя соответствующая обувь - пожалуйста, прыгайте в ней. Ещё вопросы?
Народ молчит. Инструктор говорит: - Ну, если всем всё ясно, тогда подходите по очереди ко мне - подпишете заявление об освобождении от ответственности, и распишетесь в журнале безопасности.
- А что это за заявление? - слышен чей-то голос.
- Если коротко, - отвечает Станислав Иванович, - это заявление означает, что вас никто не принуждал к прыжку, что вы идёте прыгать в трезвом уме и по своей воле. Я понятно объяснил?
- Понятно, - отвечает тот же голос.
Все по очереди подписывают заявления и расписываются в журнале. После чего инструктор говорит:
- А теперь переодевайтесь и подходите на старт. Минут через десять и я туда подойду, будем готовиться дальше.
Курсанты покидают тренировочный городок. Мы с Саньком идём к его машине. Я надеваю спортивный костюм, Саня тоже. Обувью, по совету товарища, решаю воспользоваться аэродромной. Закрываем автомобиль, и выдвигаемся в сторону старта.
На старте
В небе над нами уже вовсю идут полёты. Два «Яка» бороздят пятый океан. Ух, красота! Заглядевшись на ходу в небо, чуть не натыкаюсь на пробегающую собаку. Санёк тут же выдаёт:
- Осторожнее, приятель! Ногу откусит, как приземляться будешь?
Шутничок, блин... Хотя он прав - ноги мне действительно нужны, и не только для прыжков.
Выходим на лётное поле аэродрома. На границе поля стоит передвижной КП - специально оборудованный ЗИЛ-130. На нём поднята антенна. Как человеку, с детства близкому к авиации, мне понятно - отсюда осуществляется руководство полётами.
Левее, метрах в четырёхстах вижу грузовик ГАЗ-66, около него люди. Это полевой старт. Неподалёку стоит «колдун». Так в авиации обычно называют матерчатый конус на мачте. Это ветроуказатель, необходимый для выбора верного направления при приземлении. Его полосатый хвост слегка колышется, практически висит, лишь изредка приподнимается, реагируя на лёгкий ветерок. Погода - почти штиль, что начинающему весьма на руку.
Подходим ближе. На земле расстелены брезентовые полотнища, так называемые «столы». Ровным рядком стоят ожидающие чьих-то спин парашюты. Какой-то из них, надеюсь, сегодня погреет и мою спину. Тут же находятся запасные парашюты. Отдельной кучкой лежат каски. Рядом расставлена обувь - высокие ботинки со шнуровкой на плотной подошве. Около «столов» какие-то деревянные ящики. На них стоит мегафон, служащий, очевидно для подачи команд снижающимся парашютистам. Возле ящиков на треноге стоит так называемая ТЗК (как я позднее узнал - эта аббревиатура расшифровывается как «Труба зенитная командирская»). Выглядит, как мощный изогнутый бинокль на вращающемся основании. Очень удобный инструмент для наблюдения за воздушным пространством.
На старте кипит работа. Присутствующих довольно большое количество. На удивление много женского пола. Тут же находятся и спортсмены. Ого, и среди них есть несколько девушек! Берите пример, мужики!
Улавливаю обрывки из разговоров спортсменов. Сыплют всяческими парашютными терминами, обсуждают прошлые прыжки, обмениваются впечатлениями. Меня завидки берут. Живут же люди!
Подходит Станислав Иванович. Объявляет:
- Начинающие, все ко мне!
Подчиняемся приказу инструктора.
- Так, давайте посчитаем, сколько вас.
Насчитали двадцать два человека. Из них семнадцать, включая и меня, приехали в первый раз, а остальные пятеро имеют несколько прыжков. Инструктор разъясняет ситуацию:
- На сегодня планируется четыре взлёта. В каждый взлёт идут десять человек. В первый подъём идут девять перворазников и один из тех, кто уже прыгал. Во второй подъём идут остальные перворазники и двое из начинающих. Итого - двадцать человек. Двум оставшимся предлагаю идти в третий взлёт. Третий и четвёртый взлёты - спортивные. Договаривайтесь между собой, кто из вас пойдёт в третий подъём. Решайте в темпе, потому что нам ещё распределять заходы, подгонять подвесные, обуваться, одеваться и всё такое.
Неожиданно Санёк просится в третий взлёт. Я удивлён:
- Сань, я думал, мы в одном взлёте будем... А ты вдруг в третий решил пойти. С чего это ты?
- Ты же видишь, как нас распределяют, - отвечает товарищ, и разъясняет: - А так, если ты пойдёшь в первый взлёт, я тебя успею на земле встретить, помогу парашют донести. А потом ты мне поможешь.
- Вообще-то логично, - соглашаюсь я.
Прошусь у Станислава Ивановича в первый взлёт. Он даёт добро.
Строимся в порядке взлётов. В нашем строю десятеро. Инструктор просит нас построиться по весу. Объясняется это просто - тот, кто тяжелее, снижается быстрее. Поэтому он должен отделяться первым. Таким образом, исключается возможность попадания в купол летящего ниже парашютиста. Сообщаем друг другу собственный вес и перестраиваемся соответственно. Тот паренёк из нашего взлёта, единственный, у которого этот прыжок не первый, а уже пятый, стоит во главе строя.
Станислав Иванович продолжает нас информировать:
- Значит так! Слушаем внимательно! Рассказываю о порядке полёта. Выпускающим у вас буду я. В первом заходе на высоте 600 метров выбрасывается пристрелочный парашют. Во втором заходе на высоте 900 метров выходит этот парень, - инструктор указывает нам на молодого человека, у которого уже есть прыжки, - Он пойдёт «на мясо». Не пугайтесь этой фразы, так у нас в шутку называют пристрелочного парашютиста. Это необходимо для корректировки точки выброски. Далее, в третьем, четвёртом и пятом заходах, отделяются все остальные - по три человека в каждом заходе. Теперь запомните - кто из вас в какой заход попадает, - после этих слов Станислав Иванович указывает каждому его очередь покидания самолёта.
Я попадаю первым в четвёртый заход. Ура! Первым! Как и мечталось, чтобы можно было постоять перед открытой дверью, насладиться этим, а не смотреть кому-то в спину.
Инструктор продолжает:
- Теперь подбирайте себе каски, обувь, кому она требуется, и идите подгонять и надевать парашюты. Спортсмены вам помогут. После того, как вы всё это сделаете, подходите на линию стартового осмотра.
Тем временем вижу, как к старту подруливает наша птичка - АН-2. Вблизи он не такой уж и маленький. В длину размером почти как фура «Совтрансавто», двенадцать с лишним метров, а размах крыла и того больше - свыше восемнадцати метров. Да и по высоте не карлик - почти пять метров до верхней точки. Не птичка - орёл! И этот орёл меня сегодня понесёт в небо! Обалдеть!
Так, не отвлекаемся. Подбираю ботинки, тут же переобуваюсь, беру каску, и иду к лежащим невдалеке парашютам. Вот они - обычные советские Д-1-5, в парашютном мире - «дубы». Техника хоть и устаревшая, но зато одна из самых надёжных в мире. При классической системе подготовки парашютистов - самое то!
- Кто прыгает? Кому помочь одеться? - слышится рядом.
- Мне, - отвечаю, и вижу около себя одного из молодых спортсменов.
- Давай попробуем вот этот, - с этими словами паренёк берёт один из парашютов, - продевай руки в обхваты.
Продеваю. Сразу ощущается основательная тяжесть на плечах, как-никак - восемнадцать килограммов.
- Теперь наклонись.
Наклоняюсь. Спортсмен присаживается напротив меня и застёгивает на мне ножные обхваты.
- А сейчас выпрямись.
Молодой человек проверяет - везде ли плотно прилегает к моему телу подвесная система, и спрашивает:
- Как себя чувствуешь? Нигде не давит?
- Да ножные немного жмут. А так ничего.
- Сейчас исправим, - уверенными движениями мой помощник расстегивает ножные обхваты, чуть распускает их и снова застёгивает, - попробуй, как сейчас?
- Другое дело!
- Отлично, теперь крепим запасочку, - спортсмен берёт один из запасных парашютов, и закрепляет его на штатное место, - Вот и всё! Надевай каску, и проходи на осмотр. Удачного прыжка!
Благодарю за помощь и становлюсь на линию стартового осмотра. Там уже стоят трое. Станислав Иванович здесь же. Командирским голосом покрикивает:
- Одеваться! Торопиться! Колёса у самолёта в небо просятся!
Пока ждём остальных, остаюсь наедине со своими мыслями. А они, как скакуны в известной песне - так и скачут! Надо же - я на пороге своей мечты! Уже совсем скоро сбудутся мои детские грёзы! Вот уж и парашют на плечах, и самолёт рядом, и всё вокруг полным ходом движется к исполнению мечтаний! Я ещё не в небе, а чувства уже через край!
Меня отвлекает от восторженных мыслей голос инструктора:
- Все подошли? Проверяемся!
Начинается стартовый осмотр. Станислав Иванович осматривает экипировку каждого из нас спереди, ещё один сотрудник аэроклуба делает то же самое сзади. Потом они меняются местами. Позже я узнал, что именно так и положено делать в целях безопасности. Даже если один из них что-либо пропустит, другой обязательно исправит упущенное.
Одна из молодых спортсменок записывает в журнал взлёта всех стоящих в строю. Подходит и ко мне:
- Ваши фамилия и инициалы?
Представляюсь. Девушка записывает мои данные, номера основного и запасного парашютов, и спрашивает:
- Какой прыжок?
- Первый!
- Желаю удачного приземления!
- Спасибо!
Подходит Санёк:
- Как настроение?
- Бомба, Саня, бомба!
- После прыжка ещё круче будет!
- Ни капли не сомневаюсь! - не в силах сдержать улыбку, отвечаю.
- Ну, удачного прыжка! - Санёк хлопает меня по плечу и отходит в сторону.
Тем временем один за другим садятся и заруливают на стоянку «Яки».
«Освобождают небо для парашютистов», - догадываюсь я.
Вот, наконец, стартовый осмотр окончен, и Станислав Иванович командует:
- Налево! На борт!
На борт!!! В самолёт!!! Наконец-то!!!
Взлетаем!
Самолёты! Каждый раз, когда я их вижу, будь то крошечный легкомоторный самолётик, или же громаднейший «Руслан», меня охватывает какое-то особенное чувство, которое сложно описать. В нём смешаны и восторженность, и уважение, и даже ощущение того, что самолёт - живое существо. И сейчас, на подходе к АН-2 я весь во власти этого чувства.
По очереди поднимаемся на борт. Ставлю ногу на подвесную ступеньку, берусь руками за обрез двери. Вес ранца заставляет сделать дополнительное усилие, и вот - я уже в салоне!
Запах самолёта! Знакомый с самого детства. Ни с чем не сравнимый. Казалось бы, чему тут пахнуть - кругом голый металл. А запах есть! Кто летал - тот знает! Этот запах как-то по-особенному волнует и возбуждает (в хорошем смысле этого слова, конечно). Как только я зашёл в самолёт и вдохнул этот запах, сразу понял, сразу стал на сто процентов уверен - сегодня я совершу свой первый парашютный прыжок! Сбудется, наконец-то моя давняя мечта!
Мне достаётся место впереди, по левому борту, возле кабины пилотов. И - ура! - около меня есть иллюминатор! Это моя слабость - в самолёте сидеть у окна. И в детстве, и в зрелом возрасте, куда бы я ни летел, (а летать раньше доводилось много), я стремился сидеть у окошка. Иногда даже приходилось просить соседа ради этого поменяться местами. А тут - все удовольствия вместе - и лететь, и в окошечко смотреть, и, в конце концов - прыгать! Балдёж!
Наконец все расселись по местам. Станислав Иванович зацепляет карабины всех вытяжных фалов парашютов за тросы, натянутые вдоль потолка и куда-то выходит.
Минуты через три входит, но уже с парашютом за спиной. Техника безопасности - выпускающему так положено. Закрывает дверь и проходит в кабину пилотов. Слышу, как он сообщает лётчику:
- Первый заход - 600 метров на пристрелку, второй - 900, один человек. Потом три по три на 900.
- Принял, - отвечает пилот, и спрашивает: - У тебя всё готово?
- Да.
- Ну, тогда полетели, - говорит пилот, и запрашивает на КП разрешение на запуск двигателя. Получив его, отвечает: - Понял, запуск разрешён, - и в окошко даёт технику команду: - От винта!
- Есть от винта! - доносится с земли.
Зажужжал электростартер. Спустя несколько секунд с характерным звуком запускается двигатель. В салоне сразу становится шумно. Пилот прогревает мотор, постепенно прибавляя обороты. Смотрю в окошко - возле крыла стоит техник. Через какое-то время он даёт отмашку и наш самолёт начинает движение. Выруливаем на исполнительный старт. Останавливаемся. Слышно, как пилот что-то говорит, но из-за шума двигателя слов не разобрать. Догадываюсь, что он запрашивает на КП разрешение на взлёт. Получив добро, пилот добавляет обороты, мотор взвывает и...
И поехали! Ускорение приличное, (всё-таки 1000 лошадиных сил - это вам не бумажные самолётики запускать), ощутимо тянет в сторону хвоста, приходится даже хорошенько напрячься, чтобы удержаться на месте. Весьма короткий, немногим более ста метров, разбег, отрыв, и мы уже в воздухе! Ура! Летим!
Я прилип к иллюминатору. Земля внизу постепенно отдаляется, всё вокруг уменьшается в размерах, и появляется ощущение потери скорости. Это обманчивое явление из-за набора высоты. Законы физики, в частности оптики, никто не отменял.
Меня отрывает от окошка команда инструктора. Он обращает наше внимание на высоту, указывая на бортовой высотомер. Тот показывает 100 метров. Вспоминаю инструктаж - с этой высоты нужно готовиться к приземлению, и поэтому надо хорошенько запомнить, как выглядит земля с этой высоты. Снова впиваюсь взглядом в иллюминатор. Смотрю на то, что проплывает под нами, перевожу взгляд на лесопосадки и стараюсь зафиксировать увиденное зрительной памятью.
Продолжаем набор высоты. АН-2 уверенно карабкается в небо. Земля внизу всё больше становится похожей на карту. Уже видна дорога, по которой мы ехали на аэродром, поля выглядят, словно расчерченные квадратики, а горизонт отодвигается всё дальше и дальше.
Поглядываю на бортовой высотомер. 300, 400, 500 метров. Скоро 600. Будет сбрасываться пристрелочный парашют. Он небольшой в размерах. Его купол имеет площадь всего полтора квадратных метра. К его стропам привязан груз весом примерно в полтора килограмма. Сбрасывать пристрелку, а также пристрелочного парашютиста необходимо для корректировки точки выброски, для того, чтобы все люди приземлились в границах аэродрома.
И вот уже на высотомере 600 метров.
Станислав Иванович уже приготовил пристрелку, держит её в руках. Пилот даёт звуковой сигнал - «Приготовиться». Инструктор открывает дверь. Я пытаюсь посмотреть в неё, но обзор мне закрывают сидящие передо мной парашютисты. Длинный звуковой сигнал, и Станислав Иванович бросает пристрелку за борт, закрывает дверь, после чего, прилипнув к окошку, наблюдает за её снижением.
В это время пилот, не прекращая набора высоты, делает круг, чтобы видеть - куда идёт пристрелка.
700, 800 и, наконец, 900 метров. Пилот выходит в горизонтальный полёт и становится на боевой курс. Сбрасывает обороты двигателя и через короткое время подаёт звуковой сигнал. Выпускающий даёт знак парашютисту, идущему «на мясо», чтобы тот встал и приготовился, и открывает дверь. Парень становится на обрез двери, изготавливается. Звучит сигнал: «Пошёл!». Станислав Иванович хлопает парашютиста по плечу и тот уже за бортом! Пару - тройку секунд инструктор следит за раскрытием купола, потом затягивает чехол парашюта в салон, закрывает дверь и начинает отслеживать снижающегося парашютиста. Спустя некоторое время проходит к пилоту, перекидывается с ним парой слов. О чём они говорят, я не слышу, но догадываюсь, что речь идёт об уточнении курса.
Тем временем моё возбуждение достигает почти максимальной отметки. Ведь до исполнения моей мечты осталось всего несколько минут! Сейчас прыгнет первая тройка, а потом моя очередь! Сердечко бьётся учащённо, но страха нет. Мои чувства сложно описать - это какая-то смесь из азарта, восхищения, предвкушения чего-то совершенно нового, и тут же присутствует ощущение, похожее на состояние перед каким-то экзаменом. Призываю на помощь всё своё хладнокровие, беру все свои чувства в узду. Надо ещё раз мысленно пройти предстоящий прыжок, вспомнить инструктаж.
Тем временем пилот, сделав круг, снова выходит на боевой курс, сбрасывает обороты и снова сигналит - «Приготовиться!» Выпускающий открывает дверь, трое встают, и первый из тройки изготавливается для отделения.
Сигнал «Пошёл!», и первый новичок выходит. Через три секунды идёт второй, за ним - третий. Молодцы, отделились без задержек! Инструктор какое-то время следит за ними, потом затягивает чехлы парашютов в салон, и закрывает дверь.
Следующая очередь - моя! Моя! Одна, от силы две минуты и - здравствуй, мечта! Я в небе! С парашютом!!! Нет слов!!!
Необходимое отступление
Я намеренно отступаю от главной темы своего повествования, потому что хочу, чтобы читатели меня правильно поняли. Ведь у каждого из нас есть свои понятия о тех или иных жизненных ощущениях и переживаниях. Опытные парашютисты, имеющие за плечами сотни, и даже тысячи прыжков, читающие мой рассказ, возможно, усмехнутся изобилию восторженных эпитетов. Я бы тоже усмехнулся вместе с ними, но сейчас, когда я пишу эти строки, я вспоминаю свой первый прыжок, вспоминаю со всеми подробностями, и вновь, до самой мелкой детали переживаю всё то, что испытал тогда. И пусть бывалые парашютисты вспомнят самый первый прыжок в своей жизни, пусть вспомнят всё то, что сопровождало это событие, и тогда, я думаю, они поймут меня. А тем, у кого нет ни одного прыжка, могу посоветовать только одно - совершите прыжок! Вы всё поймёте!
И ещё - не удивляйтесь изобилию восклицательных знаков в следующей главе. Была бы моя воля - я бы наставил их миллион! Наслаждение прыжком того стоит, поверьте мне!
А сейчас возвращаемся в самолёт.
Итак...
Прыжок!!!
Выпускающий делает мне знак рукой, мол, пересядь поближе к двери. Пересаживаюсь. Станислав Иванович жестами напоминает мне, и двоим ребятам из нашей тройки порядок отделения. Киваю головой - понял!
Самолёт тем временем завершает очередной круг, вновь ложится на боевой курс и пилот сбрасывает обороты двигателя. Секунды, уже секунды отделяют меня от прыжка! Сейчас будет сигнал!
Два коротких гудка сирены - «Приготовиться!»
Появляется знакомое по прыжкам с вышки, ощущение замедления течения времени. Каждая секунда кажется долгой-долгой.
Выпускающий открывает дверь и жестом даёт команду подняться. Встаём. Станислав Иванович приглашает к двери. Подхожу. В душе - каша из волнения и предвкушения восторга. Включаю трезвость мышления на полную катушку, ведь надо всё правильно сделать, чтобы исключить даже самую малую возможность лётного происшествия. Отделяться я должен «солдатиком», в сторону хвоста. Для этого ставлю левую ногу на обрез двери, правую ногу отставляю немного назад для толчка при отделении. Завихрения от воздушного потока (скорость на выброске 140 км/ч), заходят в салон и слегка обдувают меня. Немного пригибаюсь и смотрю вниз, в открытую дверь. А там! А там красотища! И я сейчас нырну в эту красотищу! Впервые в жизни, лицом к лицу с этой высотой, меня ничто не отделяет от неё - ни борт самолёта, ни иллюминатор, ничего! Я дышу этой высотой!
Ёлки - палки, как же растягивается время! Мне кажется, что прошла уже целая вечность, с тех пор, как я приготовился прыгать, а сигнала от пилота всё нет и нет!
Сирена!!! Сейчас, сию секунду буду прыгать! Да что ж так долго выпускающий не даёт команду?! Уже правая нога дёргается - оттолкнуться хочет! Ох, как время тянется! И вот он - долгожданный хлопок по плечу!!! Отталкиваюсь - и...
Ф-фух-х-х!!! Воздушный поток, словно большой мягкий матрац, шлёпает меня по спине, и – Ё-моё! - к моей великой досаде, надувает мне каску на глаза! В самый интересный момент я ничего не вижу! И никто не подсказал, что лямочку каски нужно потуже затягивать! Ай, незадача!
А тем временем я продолжаю падать вслепую! Время растянулось как резина! Знаю, что от отделения до раскрытия и наполнения купола проходит две, максимум три секунды, но мне кажется, что я падаю уже секунд десять! Дух захватило - дальше некуда! Такое впечатление, что всё моё мужское хозяйство уже в районе горла! Ноги инстинктивно просят опоры, а её всё нет и нет!!!
И тут ощущаю замедление падения! Как будто кто-то весьма энергично взял меня за загривок и тянет вверх! Падение прекращается! И тишина!!!
Первым делом поправляю каску. Мгновенно вспоминается инструктаж. Поднимаю голову, осматриваю купол. Полный порядок! Так, теперь - осмотреться вокруг. Осматриваюсь - всё в порядке, близко летящих парашютистов нет. Теперь нужно усесться в подвесной системе. Делаю так, как инструктировали. Что-то не получается! А усесться надо! Наконец мои попытки приводят к нужному результату. О, оказывается, удобно сидеть! И ноги сами, благодаря конструкции подвесной системы, сводятся в нужное положение! Всё, теперь можно отдаться наслаждению полётом! Можно включать эмоции!!!
И вот тут они, то бишь, эмоции начинают переть через край!!! Бешеный восторг!!! Непередаваемое наслаждение!!! Сумасшедший кайф!!! Хочется орать, хочется петь, плясать, дурачиться прямо здесь - в воздухе! Слышу справа от себя крики восторга, смотрю туда - ребята с моей тройки летят чуть выше меня. Машут руками, дрыгают ногами - тоже, видать, кайф поймали! Ещё бы! Из скорости 140 км/ч - в почти полную неподвижность; от шума двигателя - к тишине; из маленького салона самолёта - в бескрайнюю синеву неба!!! И всё это, вместе взятое, происходит одномоментно!!! Всё это настолько потрясающе!!! Настолько всё это обалденно!!! Я просто тащусь!!!
Впечатление такое, будто я завис в небе! На такой высоте пока ещё не ощущается никакого движения, хотя я знаю, что снижаюсь со скоростью 5 метров в секунду. Земля далеко внизу, кажется - сделай шаг и поле переступишь. Всё такое маленькое! Дороги, словно ниточки, машины крошечные, людей вообще не разглядишь. Пытаюсь взглядом найти старт. Есть - вижу! Стоит малюсенький ГАЗ-66, брезентовые «столы» как тряпичный лоскуток, а «колдун» выглядит не больше спички.
Меня отвлекают от созерцания земли какие-то колебания, похожие на плавные подёргивания за лямки подвесной системы. Задираю голову вверх и наблюдаю, как купол немного, то сжимается, то расширяется. Похоже на движение медузы в воде. Я не пугаюсь, ведь мне ещё на земле рассказали - это совершенно нормальное явление. Мне даже прикольно - как на резиночке катаешься!
Тут вспоминаю - нужно потренироваться в разворотах в подвесной системе. Делаю, как учили. Получается! И даже легче, чем в городке на стапелях. Влево, вправо, кругом. Ещё разок. Ладится. Это радует.
Снова смотрю на землю. О, пока я крутился в подвесной, земная поверхность немного приблизилась. Появилось ощущение снижения. Горизонт понемногу приближается. И объекты на земле слегка увеличились в размерах. Но до земли далековато, можно ещё понаслаждаться полётом! И я наслаждаюсь! По полной! Какой же всё-таки кайф!!! Насколько же всё это прекрасно!!! Просто невозможно передать!!!
Эх, если бы не ремешок на каске... Надо же, в такой момент ничего не увидеть... Нет, надо будет повторить прыжок, только потуже затянуть лямочку. Раньше я планировал просто один раз прыгнуть, чтобы знать, что это такое. И больше не собирался повторять это дело. Но... Забегая вперёд, скажу, что через месяц я сделал второй прыжок, и именно после него решил заняться прыжками так плотно, насколько это мне удастся. И именно после второго прыжка я заболел парашютной болезнью.
От планов на будущее меня отвлекло новое ощущение. Появилось впечатление, будто я катаюсь на качелях влево-вправо. Вспоминаю, что Санёк рассказывал мне об этом явлении. Оно обычно возникает, когда переходишь из одного пласта воздуха в другой, и затухает само собой. Качаюсь, а сам продолжаю балдеть!
Высота, красота и тишина! Прекрасный осенний день! Солнышко набирает высоту, на небе ни единого облачка, воздух кристально чист! Жизнь прекрасна!!! Теперь я это точно знаю!!! Как же я раньше мог жить, не ощущая всей этой прелести?! Нет, не зря меня с самого детства тянуло прыгнуть с парашютом!
Время продолжает находиться в растянутом состоянии. На самом деле полёт с высоты 900 метров под раскрытым куполом занимает не более трёх минут, но мне кажется, что я снижаюсь уже минут десять.
Земля потихоньку приближается. Скоро сто метров. Пора думать о приземлении. Ориентируюсь, вспоминая, как выглядела земля с самолёта на стометровой отметке. Нет, я ещё высоковато. Но в таких случаях лучше раньше, чем позже. Тренируюсь. Носки и пятки вместе, ступни параллельны земле. Из-за ранца запасного парашюта видны носки ботинок - поза правильная.
Смотрю на землю, отыскиваю взглядом «колдуна», чтобы определиться с направлением приземления. Ага, похоже, мне не придётся крутиться в подвесной системе, я иду чётко по ветру. Тем лучше, проще будет приземляться. Ведь на неуправляемом «дубе», под куполом которого я сейчас нахожусь, в отличие от остальных, управляемых парашютов надо идти на посадку по ветру, чтобы встречать набегающую землю передом, а не задом или боком. Тем более, пока мы взлетали, ветерок немного поднялся - это видно по «колдуну». Да и мне сверху заметно, что уже появился небольшой снос.
Так, теперь точно сто метров до земли. Принимаю необходимую позу. Снижение всё ощутимее. Остаётся ждать касания земли. А она набегает всё быстрее и быстрее. Проносится назад трава, ноги аж дёргаются - хотят пробежаться. Но я, сцепив зубы, держу их вместе, крепко помня инструктаж.
Земля начинает быстро-быстро приближаться, и - бух! Я уже на земле! Сила удара по ступням точно такая же, как со второй ступеньки трамплина. Не удержавшись на ногах, (собственно, и не надо пытаться устоять), падаю на четыре кости и тут же вскакиваю. Бегу, стараясь обогнать купол, чтобы он погас. Получилось.
И тут на меня снова нападает телячий восторг! Взрослый мужик, тридцати девяти лет от роду, прыгаю, скачу и ору, как мальчишка:
- Ура!!! Я сделал это!!! Я прыгнул!!!
Действительно - я сделал это!!! Мечта сбылась!!!
На земле
Восторг восторгом, а нужно сворачивать парашют и идти к старту. Вспоминаю инструктаж и начинаю сборку. Наматываю на руки сначала стропы, потом купол. Получилось нечто похожее на ворох белья.
Теперь надо идти к старту. Приземлился я не особенно далеко, метрах в четырёхстах. Дойду легко. Иду. Не успел пройти пару десятков метров, как услыхал сзади звук автомобильного мотора. Оглядываюсь - аэродромный «УАЗик». Подъезжает, останавливается, в окошко выглядывает водитель:
- Всё в порядке?
- В полном!
- Тогда давай, загружайся в салон.
О, повезло! Захожу в машину, а там уже сидят несколько человек из нашего взлёта. У всех на лицах неземное наслаждение. Видно, что мыслями они ещё в небе. Впрочем, как и я. Спрашивают у меня:
- Ну как?
- Супер!!! Круче такого в моей жизни ещё не было! А вы как?
- Да так же, как и ты, балдеем!
Едем дальше, подбираем ещё нескольких человек. У всех до единого небо в глазах и чувства через край! Ещё бы! Такой кайф получить!
Подъезжаем к старту. Самолёт уже на земле. Мы выгружаемся из «УАЗика», идём к «столам», кладём на них свернутые купола, снимаем запаски, ранцы основных парашютов. Слышна команда Станислава Ивановича:
- Приземлившиеся, строиться в порядке отделения!
Теперь такого уже нет, никто после прыжка не строится, а тогда было так положено. Строимся. Инструктор проходит вдоль строя, комментируя каждому его прыжок. Подходит ко мне:
- Всё в порядке, отделение нормальное, замечаний нет.
Пройдя весь строй, объявляет:
- Теперь подойдите к столу командира звена и оплатите прыжок. Вопросы есть?
- А ещё можно прыгнуть? - не удерживаюсь я.
- Без проблем! - отвечает Станислав Иванович, - хоть завтра!
Подходит Санёк:
- Поздравляю с первым прыгом!
- Спасибо, дружище! - улыбаюсь я, - за всё спасибо! Это так классно, Санёк, это просто супер!!!
- А то я не знаю! - говорит товарищ, - ну иди, оплати прыжок, потом кое-что скажу.
Оплачиваю, взамен получаю свидетельство о прыжке. Всё, как положено - моя фамилия, инициалы, дата, марка самолёта, тип парашюта, высота. И, разумеется, подпись и печать. Теперь, с этим свидетельством никто не усомнится в том, что я совершил парашютный прыжок!
Подхожу к Сане:
- Ты что-то хотел мне сказать?
- Да. Я, похоже, пролетаю с прыжком, - с сожалением произносит Саша, - позвонили из дому, там возникла проблемка, надо срочно уладить.
- Как некстати! - мне действительно очень жаль, - так хотелось, чтобы и ты прыгнул, да и на спортивные взлёты посмотреть не отказался бы...
- Ты, если хочешь, можешь остаться, только тебе придётся, по крайней мере, до Тарасовки пешочком идти, - предлагает Санёк.
В последующем мне часто приходилось проделывать этот путь пешком, не так уж далеко идти, но тогда я не решился на такой поход. Мы прощаемся с коллективом парашютного звена и уходим к Саниной машине.
У машины мы переодеваемся, говорим сторожу «до свидания», садимся в автомобиль и, посигналив всему аэродрому, уезжаем.
Меня прёт!
Едем, Санёк спрашивает:
- Ну, как ощущения?
- Суперские! Всё это так классно! - я просто не нахожу слов, вернее, не могу выбрать нужные, достойные слова. Все они кажутся какими-то бледными, пресными по сравнению с пережитыми ощущениями. Как рыба, вытащенная на сушу, я открываю и закрываю рот, чтобы сказать что-нибудь ещё, но эпитеты столпились в глотке, и не знают, кому из них вылететь первому.
- Кайф? Восторг? Полёт души? Адреналин через край? - помогает Саня.
- Да всё вместе! В десятикратном размере! - продолжаю восхищаться я, - Это неземное наслаждение! В самом прямом смысле этого слова!
- Да уж знаю! - усмехается товарищ, - Сам два раза это испытал.
- Хочется всему миру рассказать о том, что прочувствовал! - меня прямо распирает от наплыва эмоций.
- Так в чем же дело? Телефон ведь есть! - подсказывает Санёк.
- Точно!
Тут же хватаюсь за мобильник, и давай наяривать всем друзьям, подругам, знакомым. Кто-то поздравляет, кто-то называет сумасшедшим, а кто-то заинтересовывается прыжками. Всем подробно обо всём рассказываю. Собираюсь позвонить еще кое-кому, и вдруг слышу в трубке: «На вашем счету нет достаточной суммы, чтобы совершить этот звонок». Вот те раз! Вчера только пополнил счёт! Это сколько же я наговорил?
- Весь баланс потратил? - смеётся Санёк.
- Похоже на то... - отвечаю.
- Ещё бы! Столько проболтать! - говорит Саня, - Связь пока ещё не копеечная!
Действительно, в то время мобильная связь была довольно дорогим удовольствием.
- Ты проговорил почти всю дорогу, - продолжает Санёк, - обрати внимание - мы уже почти приехали.
Ого! Действительно, за звонками я и не заметил, как пролетел наш путь. Прёт меня, однако! Тут же вспоминаю, что ещё обещал Сане машину заправить. Предлагаю заехать на нашу АЗС.
Заруливаем, подъезжаем к колонке. Саня открывает бак, вставляет пистолет, а я иду к оператору. Сегодня за пультом Тамара.
- Привет, Тома! Включи дизтопливо до полного.
- Куда-то собрался?
- Нет, уже приехал, - и не в силах удержаться, тут же выкладываю, что я сегодня первый раз прыгнул с парашютом.
- Молодец! - хвалит Тамара, - Поздравляю!
Тем временем Санёк уже заправил машину. Я расплачиваюсь и иду к нему. Говорю:
- Саня, я домой пешочком дойду, мне тут рядом. Спасибище тебе громадное за поездку, за то, что посодействовал с прыжком, словом - за всё!
Забираю свою сумку, жму товарищу руку, и он уезжает.
А меня продолжают распирать эмоции. Кому бы ещё рассказать о своём прыжке? Вижу - на заправку заезжает мой коллега, автобусник Витя. Он знал, что я собирался ехать на прыжки. Но он не знает, что я уже прыгнул! Надо похвастаться!
- Привет, Витя!
- Привет! А ты что, не поехал прыгать?
- Я уже приехал! С прыжком за плечами!
- Ну, поздравляю!
Пока Витя заправляет автобус, я, не жалея красок, рассказываю ему о сегодняшнем событии. Витёк заинтересован. Так, глядишь, и он захочет прыгнуть!
Заправка окончена, Витя уезжает, а я держу путь домой.
Где бы ещё найти свободные уши? О, соседка идёт навстречу!
- Привет, Валя! - здороваюсь я, и сходу сообщаю, - Я сегодня с парашютом прыгал!
- Самоубийца! - ужасается соседка.
- Нет! - отвечаю, - Тут самоубийством и не пахнет! Это кайф! Неземной кайф!
Захожу домой. Надо позвонить родителям. Я им не говорил, что собираюсь прыгать, не хотел их волновать раньше времени.
- Алло! Привет, мам! У меня новость! Хорошая!
- Какая?
Сообщаю о своём прыжке. В ответ - тишина.
- Алло, мам! Ты меня слышишь?
- Да уж слышу... - отвечает матушка, и тут же говорит отцу: - знаешь, сын-то наш с парашютом прыгнул!
- Что ж, вот и сбылась его мечта, - видимо, отец находится рядом, потому что я слышу его слова.
Подробно рассказываю обо всём. Успокоившись, родители поздравляют меня.
И так весь этот день. Кому ни позвоню, кого ни встречу – сразу в лоб сообщаю о своём прыжке. Ведь меня прёт!
Целую неделю меня пёрло, (извините меня за это грубоватое слово, но именно оно наиболее точно отражает моё тогдашнее состояние), пёрло по полной программе! На работе прожужжал уши практически всем. И водителям, и слесарям, и конторе. Санёк даже смеялся:
- Я прыгнул - знали немногие, он прыгнул - знают все!
- Ну что я поделаю, Саня, меня же прёт!
Лишь в конце недели эмоции стали меня отпускать. Но даже и сейчас, спустя годы, и, несмотря на мои шестьдесят два прыжка, эти эмоции вновь посещают меня, как только я вспоминаю свое первое свидание с небом,
свою первую высоту - свой самый первый прыжок!
Меня прёт!!!
Эпилог
В заключение хочу сказать, что после первого прыжка несколько изменилось моё мировоззрение. То, что раньше казалось значительным - стало более простым. То, что раньше раздражало - стало каким-то мелким, пустячным. То, что раньше казалось необходимым - стало ненужным. Я стал гораздо спокойнее и проще в общении с людьми. И это не только моё личное мнение. Спросите об этом любого парашютиста - он подтвердит вам мои слова. Только ради одного этого стоит прыгнуть с парашютом!
Вечерами, когда я видел молодёжь, заседающую на летних площадках, мне хотелось подойти к ним и сказать:
- Парни, девушки! Бросайте вы это дело! Приезжайте на аэродром, прыгните с парашютом! И тогда вам не нужен будет этот алкогольный дурман! Деньги просаживаете те же, если не больше, а толку? Вдобавок, с утра башка трещит, и неизвестно ещё, что вчера по пьянке натворил. А от прыжка никакого похмелья, а удовольствия несравненно больше!
И надо сказать, многие из таких молодых людей после прыжка соглашались со мной в этом вопросе, и меняли свой образ жизни.
Кто-то после прыжка неожиданно открывал у себя скрытые ранее таланты. Люди начинали писать стихи, песни, рисовать картины, снимать видеофильмы.
А я... Я занялся парашютным спортом настолько, насколько мне позволяли работа и финансы. Сначала прыжки с принудительным раскрытием парашюта, потом прыжки с расчековкой ранца, переход на ручное раскрытие. Первые прыжки с задержкой (в простонародье - затяжные). Переход на парашют - «крыло». И даже участие в показательных выступлениях на 75-летие Авиаремзавода. Всё это было. Но каждый прыжок для меня всегда был Событием. Да, да, именно так - Событием с большой буквы.
У меня появилось много новых, хороших друзей - парашютистов. Мы часто общаемся, вместе отмечаем дни рождения и другие праздники. Помогаем друг другу в трудные минуты. Я намеренно не называю их имена. Если кто-то из наших парашютистов сейчас читает эти строки - знайте, вы - мои друзья! Спасибо вам, что вы есть!
Люди! Прыгайте с парашютом! Вы ничего не потеряете! Наоборот - приобретёте очень многое! Поверьте мне!
Удачных вам прыжков!!!
К слову - на канале ещё много интересных историй из моей жизни. Различные тематические подборки помогут вам выбрать интересующую вас тему. Приглашаю вас посетить мой канал по этой ссылке https://dzen.ru/id/5fd3951e1bed5529c3ada48b?share_to=link Новые рассказы выходят еженедельно, каждую среду, но иногда бывают и внеочередные публикации. Так что - следите за каналом. И приятного вам чтения!