Найти тему
Любовь Кожевникова

Очищение состраданием

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.) был историком, крупнейшим русским литератором эпохи сентиментализма, реформатором русского языка.

Именно Н.М. Карамзин привил русским людям любовь к чтению. Ведь в произведениях сентиментализма стали действовать не героические личности, а простые люди. На смену культу разума пришел культ чувства. Внутренний мир как героев, так и читателей стал обогащаться способностью сопереживать.

Повесть «Бедная Лиза» открыла в России эпоху сентиментализма.

Не случайно Н.М. Карамзин сделал главной героиней девушку из крестьянской семьи. Перед читателями сразу же предстают простые люди, но их внутренний мир богат, а чувства глубоки, чисты и светлы: «ибо и крестьянки любить умеют!» О Лизе и ее семье сразу создается очень светлое и приятное впечатление.

Но с появлением Эраста в повести начинает ощущаться некая сила противодействия. Несмотря на его дворянское происхождение, его чувства далеко не такие возвышенные, как у Лизы. Его слабость и страсть к развлечениям в итоге и толкает его на роковой шаг – бросить Лизу и жениться на богатой вдове. Саму же героиню этот поступок Эраста погружает в бездну отчаяния и заставляет погубить себя.

В последнее время все чаще можно встретить точку зрения, что Лиза была слишком наивной, а потому «виновата сама», кроме того, подражать ей – уж точно не выход.

Но Н.М. Карамзин не предлагает оценивать, что правильно, а что нет. Писатель просто рассказывает грустную историю любви и предлагает посочувствовать героине: «Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»

Автор сопереживает своей героине, изображает Лизу с симпатией и сочувствием, характеризует ее: «нежная», «любезная», «прекрасная душою и телом». Сюжет повести – действительно простая житейская история, каких много. И далеко не все переживают так глубоко, как Лиза. Но Н.М. Карамзин нашел в этой истории нечто, достойное того, о чем рассказать. А именно – задуматься и прочувствовать, что иногда в жизни случаются очень грустные и даже трагические истории, и развить свою душу состраданием.

Тем не менее, Н.М. Карамзин не осуждает даже Эраста – несколько раз подчеркивает, что он был «добрым, но слабым и ветреным», что он не хотел причинить Лизе никакого зла: «не употреблю во зло любви ее», что его мучила совесть: «был до конца жизни своей несчастлив». Просто он так устроен, что не может ответить на чувство Лизы такой же глубокой и чистой любовью, которую она питает к нему. Этим автор хотел показать, что иногда в жизненных ситуациях даже нельзя найти виноватого – просто так случается, и нужно посочувствовать тем, кто оказался в жертвах, а заодно поблагодарить судьбу, что у тебя все хорошо.