The Verve — один из главных брит-поп коллективов вместе с Oasis, Blur и Pulp. Для большинства людей это достаточно неизвестная группа, но песню «Bitter Sweet Symphony» точно знает каждый. Сингл вышел в 1997 году и очень долгое время находился в чартах — песню неоднократно крутили на российских музыкальных каналах даже в начале 2000-х годов.
Та самая композиция
«Bitter Sweet Symphony» очень запоминающаяся благодаря своему оркестровому рефрену. Солист The Verve Ричард Эшкрофт позаимствовал его из песни The Rolling Stones «The Last Time». Считается, что The Verve просто засемплировали этот отрывок. Это не так — Эшкрофт записывал живые струнные:
«Нам понадобилось 47 дублей, чтобы записать этот маленький кусочек музыки. У нас были свои струнные, перкуссия, гитары».
Процессом руководил Эндрю Олдем — он же был продюсером The Rolling Stones и придумал их «грязный» имидж, в свое время противопоставив их более аккуратным The Beatles.
Оригинал в исполнении The Rolling Stones. Мелодия, о которой идет речь, не так сильно выражена, но ее можно услышать
Эшкрофт писал текст для песни в достаточно подавленном состоянии — его мечта стать рок-звездой оказалась не такой уж и радужной. В «Bitter Sweet Symphony» он поет о том, что счастье и популярность не приходят вместе, поэтому и вкус у его симфонии «горько-сладкий». В песне Эшкрофт отсылал к своему отцу — он умер, когда будущему певцу было 11 лет. Артист посвятил ему строчку «ты раб своих денег, а потом ты умираешь».
«Он работал с девяти до пяти и ничего не добился».
Центральным персонажем в конфликте стал продюсер Аллен Кляйн. Он был достаточно сомнительным персонажем — даже The Rolling Stones быстро с ним распрощались, когда поняли, что тот больше напоминает мошенника. Тем не менее, Кляйн умудрился получить права на все песни «роллингов», записанные до 1971 года — среди них была и «The Last Time». С Кляйном пришлось связаться менеджеру The Verve Джаззу Саммерсу, который предложил ему за кусочек из шести нот 15% с каждого проданного экземпляра «Bitter Sweet Symphony» и часть выплат с продаж альбома «Urban Hymns».
Симфонический кавер на The Rolling Stones. Отрывок именно из него и воспроизвели The Verve
Кляйн быстро понял, что у The Verve вот-вот выйдет потенциальный хит, поэтому он прижал группу и сказал, что передаст права на отрывок только за все 100% продаж. У The Verve не было выбора — песня получилась шикарная, поэтому Эшкрофт отдал права компании Кляйна ABKCO, получив всего лишь 1000 долларов отступных.
Аллен Кляйн — один из величайших мошенников в истории звукозаписи
The Rolling Stones и The Verve — не единственные группы, попавшиеся на удочку Кляйна. После смерти Брайана Эпстайна, который привел The Beatles к успеху, группа отчаянно нуждалась в менеджере, чтобы в первую очередь привести в порядок свой лейбл Apple Records.
Первое время Кляйн приятно удивлял «битлов» — например, он знал все песни Леннона наизусть, обладал уличной хваткой ведения дел, что было просто впечатляюще, а позже договорился с EMI, чтобы те отдали права на ранние записи группы. Кроме того, он добился максимального процента авторских отчислений — при Кляйне группа получала 68% прибыли. Единственным, кто не доверял ему в полной мере, был Пол Маккартни.
«Если ты нас обворовываешь, то я не понимаю, каким образом».
Маккартни позже настоял на юридическом подтверждении того, что The Beatles распались, чтобы Кляйн не смог присвоить записи себе.
Пол все правильно подозревал. После распада «битлов» Аллен Кляйн сотрудничал с Джорджем Харрисоном. Харрисона обвиняли в плагиате композиции The Chiffons «He’s So Fine» — под подозрением оказалась песня «My Sweet Lord». Кляйн первое время защищал исполнителя, но потом предал его: купил компанию Bright Tunes, которая владела правами на «He’s So Fine», и начал атаковать Харрисона в суде. Кляйн в итоге проиграл — в 1991 году суд признал, что «My Sweet Lord» принадлежит Харрисону и никому больше.
Песня Джорджа Харрисона
Долгое время Ричард Эшкрофт не получал ни копейки за хит, сделавший его группу популярной во всем мире. Более того, так как The Verve не обладали правами на трек, им распоряжались как угодно — например, использовали в рекламе Nike, хотя группа была категорически против этого.
В 2009 году Аллен Кляйн умирает, и The Verve переходят к действию. Через десять лет группа, сын Аллена Кляйна и новый менеджер The Rolling Stones урегулируют конфликт. Что самое интересное, сами The Rolling Stones особо никогда не интересовались The Verve и тем, что произошло с их песней. В одном из интервью Кит Ричардс сказал:
«Я здесь не при делах, это — юридическое дерьмо. Если The Verve могут написать лучшую песню, они смогут сохранить деньги».
В итоге The Verve вернули права в полном размере, а Ричард Эшкрофт получил награду за вклад в развитие британской музыки.
Собрали плейлист из лучших песен The Verve:
Антон Боровой
Музыкальный редактор music.cubicmedia.ru