Ты должен посвятить отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.
Д.И.Фонвизин.
«Корион»
В этих словах — призыв писателя к тому, чтобы люди оставляли след в этой жизни.
Одной из центральных проблем, которые поднимали просветители, была проблема правильного воспитания человека. В творчестве Д.И.Фонвизина эта проблема — одна из самых основных. Глубже всего тема воспитания раскрывается в «Недоросле». Но картина, нарисованная в этой комедии, намного шире, чем показ дурного воспитания.
На художественный облик «Недоросля» наложили печать раздумья драматурга о путях развития реалистического искусства.
В «Недоросле» впервые на сцене появились положительные герои — Правдин и Стародум, действующие и осуществляющие свои идеалы на практике.
Д.И.Фонвизин не считал любовный сюжет основой драматического произведения. В основу «Недоросля» он положил намного более серьёзный конфликт.
Будучи народным произведением, комедия отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни.
Идеал фонвизинского гражданина выражен в формуле — честный человек.
Белинский говорил, что писатель-реалист изображает не барина и мужика, а человека.
Денис Иванович Фонвизин сумел создать новый тип реалистической комедии. Поэтому в «Недоросле» движет действие не любовная интрига, не семейные перипетии, а противоречие социальной жизни.
Новаторство Фонвизина заключалось в создании «общественной комедии».
Автор показывает, что Простакова жестока оттого, что она помещица, тиранка. А солдат Цыфиркин — добрый человек, потому что он трудится и не угнетает других. Но было бы упрощением считать, что в «Недоросле» осуждается лишь крепостное право. Ведь уже после отмены крепостного права Салтыков-Щедрин пишет: «Митрофаны не изменились».
В «Недоросле» осуждается жизнь «начерно», бесполезная и пустая, как у Митрофанушки. Жизнь может быть грустной, безрадостной, но не имеет права быть бесполезной. Каждый человек должен приносить пользу.
Основной смысл «Недоросля» не политический, а общий для всех людей. Каждый человек должен задуматься о своём предназначении и о том, что хорошего он может сделать.
Если человек сейчас и здесь помогает людям и приносит пользу, он живёт «начисто». А если сидит сложа руки и только ждёт, что, может быть, когда-нибудь сделает что-то хорошее — живёт «начерно». Люди рождаются на свет, чтобы страдать и приносить пользу.
Гневно-уничтожающий смех автора сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Да и могло ли быть иначе? Ведь Д.И.Фонвизин считал, что писатель должен быть «стражем общего блага».
Лень, лень и ещё раз лень характерна нашему времени. Сытая скучающая молодёжь слоняется, не находя себе применения. Разве это не Митрофанушки? Такого не было во времена М. Горького, который говорил: «Человек — это звучит гордо!» Такого не было во времена Н. Островского, когда «вся жизнь и все силы были отданы борьбе». Если тогда подростки в тифу строили узкоколейку, то сейчас говорят: «Хоть бы школа сгорела», «Ура, карантин!».
В молодёжных журналах, где на письма подростков отвечают психологи, можно прочитать: «Я лентяйка, что мне делать?» И ведь отвечают им на двух листах, как победить лень! Если бы я была на месте психолога, то сказала бы: «Читай Фонвизина!»