Найти в Дзене
Любовь Кожевникова

"Недоросль" Фонвизина

Ты должен посвятить отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.
Д.И.Фонвизин.
«Корион»

Ты должен посвятить отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек.

Д.И.Фонвизин.

«Корион»

В этих словах — призыв писателя к тому, чтобы люди оставляли след в этой жизни.

Одной из центральных проблем, которые поднимали просветители, была проблема правильного воспитания человека. В творчестве Д.И.Фонвизина эта проблема — одна из самых основных. Глубже всего тема воспитания раскрывается в «Недоросле». Но картина, нарисованная в этой комедии, намного шире, чем показ дурного воспитания.

На художественный облик «Недоросля» наложили печать раздумья драматурга о путях развития реалистического искусства.

В «Недоросле» впервые на сцене появились положительные герои — Правдин и Стародум, действующие и осуществляющие свои идеалы на практике.

Д.И.Фонвизин не считал любовный сюжет основой драматического произведения. В основу «Недоросля» он положил намного более серьёзный конфликт.

Будучи народным произведением, комедия отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни.

Идеал фонвизинского гражданина выражен в формуле — честный человек.

Белинский говорил, что писатель-реалист изображает не барина и мужика, а человека.

Денис Иванович Фонвизин сумел создать новый тип реалистической комедии. Поэтому в «Недоросле» движет действие не любовная интрига, не семейные перипетии, а противоречие социальной жизни.

Новаторство Фонвизина заключалось в создании «общественной комедии».

Автор показывает, что Простакова жестока оттого, что она помещица, тиранка. А солдат Цыфиркин — добрый человек, потому что он трудится и не угнетает других. Но было бы упрощением считать, что в «Недоросле» осуждается лишь крепостное право. Ведь уже после отмены крепостного права Салтыков-Щедрин пишет: «Митрофаны не изменились».

В «Недоросле» осуждается жизнь «начерно», бесполезная и пустая, как у Митрофанушки. Жизнь может быть грустной, безрадостной, но не имеет права быть бесполезной. Каждый человек должен приносить пользу.

Основной смысл «Недоросля» не политический, а общий для всех людей. Каждый человек должен задуматься о своём предназначении и о том, что хорошего он может сделать.

Если человек сейчас и здесь помогает людям и приносит пользу, он живёт «начисто». А если сидит сложа руки и только ждёт, что, может быть, когда-нибудь сделает что-то хорошее — живёт «начерно». Люди рождаются на свет, чтобы страдать и приносить пользу.

Гневно-уничтожающий смех автора сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Да и могло ли быть иначе? Ведь Д.И.Фонвизин считал, что писатель должен быть «стражем общего блага».

Лень, лень и ещё раз лень характерна нашему времени. Сытая скучающая молодёжь слоняется, не находя себе применения. Разве это не Митрофанушки? Такого не было во времена М. Горького, который говорил: «Человек — это звучит гордо!» Такого не было во времена Н. Островского, когда «вся жизнь и все силы были отданы борьбе». Если тогда подростки в тифу строили узкоколейку, то сейчас говорят: «Хоть бы школа сгорела», «Ура, карантин!».

В молодёжных журналах, где на письма подростков отвечают психологи, можно прочитать: «Я лентяйка, что мне делать?» И ведь отвечают им на двух листах, как победить лень! Если бы я была на месте психолога, то сказала бы: «Читай Фонвизина!»