Больше всего мне запомнился костромской анекдот, рассказанный экскурсоводом:
– Костромское туристическое агентство предлагает пешеходную экскурсию «По родному краю». Полякам и литовцам значительные скидки.
Историки до сих пор спорят: совершил староста деревни Домнино Иван Осипович Сусанин подвиг, спасший юного царя Михаила, или это выдумка зятя Сусанина Богдана Собинина, сумевшего подписать в 1619 году грамоту у молодого государя и обрести множество льгот? Как нам относиться к этим спорам?
Знаете, у каждого народа есть собственная историческая мифология, не подвергаемая сомнению. Попробуйте сказать обычному американцу, не измученному образованием, что ковбой – это человек, который не сумел ужиться в обществе, маргинал, страдающий от всех болезней, от педикулёза до алкоголизма! Попробуйте немцу сказать, что Фридрих Великий был самодовольный любитель игр в солдатики, которого (вместе с солдатиками) русская пехота и казаки заношенными портянками гоняли по всем германским закоулкам, при этом без особых усилий заняли Берлин, особо этого и не заметив! А вот в Сусанине мы будем сомневаться, на радость «эуропейцам», которые давно и твёрдо знают, что нет никаких героев, только доходы и личные удовольствия!
Итак, в реальности Михаил Романов признал подвиг и отблагодарил льготами и землями. Одна беда – земли деревни Домнино в 1619 году оказались во владениях монастыря. И чтобы не вступать в противоречия с родным отцом, Патриархом всея Руси, государь Михаил Федорович своей грамотой от 1623 года повелел переселить потомков и односельчан павшего героя в «ничейную деревню» Коробово, со всеми полагающимися льготами. Так что с этого времени земляки Сусанина жили более чем в 100 верстах от мест, где происходили исторические события.
Кроме того, с 1619 года крестьяне-«сусанинцы» не только не платили никаких налогов и податей, но на них не распространялись рекрутские наборы (даже когда в 1812 году формировалось костромское ополчение для защиты страны от Наполеона, ни один из них на Отечественную войну не пошел). На территории деревни Коробово не смел появляться ни один воевода, царский чиновник, полицейский пристав или судья. То есть на деревню не распространялась судебная и исполнительная власть Российского государства. Все местные проблемы решал староста, в случае крайней нужды приезжал сам к губернатору Костромы. Ничего удивительного в том, что вскоре деревня превратилась в раздолье для всех, у кого появились проблемы с законом: староверы, конокрады, фальшивомонетчики, разбойники, дезертиры, скрываясь от властей, оседали в деревне и вокруг. Естественно, что заниматься ремеслами или пахать землю они не рвались – жизнь и так была прекрасна!
Пахать землю было еще трудно оттого, что ее было мало. В 1837-м Николай I повелел выделить 742 десятины уже на 226 мужиков. Как выделил? Николай был по-солдатски прост и решителен. Отчертил ровный квадрат карандашом на карте Костромской губернии и повелел чиновникам: «Исполнить!» А как? 100 десятин из 742 дарованных царем оказались... болотом. А остальные свободные земельные наделы находились в 70 верстах от деревни. Вроде бы и царская милость, а что толку? Более того, Николай Iповелел превратить деревню Коробово в своего рода «заповедник», деревню-музей крестьянского быта начала XVII века! Мужикам и бабам сшили одежды по моде двухсотлетней давности, депутации от них были обязательны на всех коронациях и крупных торжествах, причем одеваться костромичи обязаны были «по моде зимнего сезона 1613 года». Мужики терпели, потому что всякие торжества сопровождались солидными подарками землякам героя: воздвигли церковь, построили школу, просто дарили деньги.
Беда случилась накануне приезда государя Александра ІІ в Костромскую губернию. Царь пожелал лично вручить подарки, но деревня, увидев массу людей в мундирах, просто разбежалась, царь был поражён, и тогда костромской вице-губернатор рассказал, во что превратилась деревня: приют преступников, скрывающихся от правосудия, и попросил дать ему полномочия ликвидировать этот надоевший всем притон. Следствие шло более года, были высланы 160 виновных, деревню лишили льгот и обложили налогами. Деревня ответила традиционна: мужики начали разбегаться, так что на 300-летие Романовых едва нашли десяток для исторического шествия.
Так был ли Сусанин? Когда поляки осаждали Троицкий монастырь, два мужика, увидев, как поляки в подкоп под стены закладывают бочонки с порохом, порох этот взорвали, сами погибли, но и врагов, и их коварные планы погубили. И до сих пор монахи Святой Троицы служат молебен о своих спасителях, произнося трагически-суровые слова: «А имена их Ты, Господи, сам ведаешь!»
Господи, сколько русских мужиков сложили свои головы, чтобы стояла держава, почему в Сусанина не будем верить?