Сегодня мне в руки попался небольшой рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Пара десятков страниц угрюмой монолитной прозы, местами скудно разбавленной микро-диалогами. Первое впечатление отталкивающее. На вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные, но лично я даже визуально не люблю текст с абзацами по странице. Сразу возникает ассоциация с чем-то тяжелым, неподъемным и унылым. Но давайте заглянем внутрь этого монолита.
Господин из Сан-Франциско – в течение всего повествования нам так и не назовут его имени – уже немолодой джентльмен, решивший порадовать себя и свою семью вип-круизом на «Атлантиде» – знаменитом пароходе, «больше похожим на громадный отель со всеми удобствами». Интересно, что главному герою всего 58 лет, но автор описывает его практически как дряхлого старика…
Почему наш герой решает отправиться в путешествие? Да потому что все люди его круга делают именно так. Это необходимый атрибут роскошной жизни человека, достигшего в жизни всего, о чем мечтал. До этого он только и делал, что старался приумножить свое состояние в погоне за «американской мечтой», теперь можно и отдохнуть. Он отправляется в круиз, потому что так делают все, путеводители и народная молва говорит, что путешествие будет шикарным. Обратите внимание, что он заранее знает, где и какие виды развлечений сможет получить – этот человек явно повелся на рекламу, в которой море всегда «цвета незабудок».
В самом описании путешествия меня привлекло противопоставление бушующей снаружи стихии и уюта и безмятежности, царящих внутри. Это знакомо каждому путешественнику. Вот вы едете зимой в теплом вагоне, а вокруг простираются безбрежные сугробы и какие-то темные, мертвые полустанки. За окнами метель. Но вам так хорошо и уютно в теплом вагоне, что вы спокойно засыпаете. И зимнее буйство за пределами вагона никак не омрачает ваш путь.
Но вернемся к «Атлантиде», уверенно несущейся сквозь шторм.
Как и любого туриста, соблазненного яркой рекламой, нашего американского героя ждет неминуемое разочарование. Качка на корабле, неприятный запах в порту, плохая погода. Ах, как это далеко от рекламных обещаний! И признаемся себе честно – все мы хоть иногда, но бывали в такой ситуации. Реальность далека от рекламных фото на сайте тур-оператора. И еще одна деталь этого путешествия, которую все мы наблюдали не раз. Господин из Сан-Франциско – это такой стопроцентный турист. Он знает, какие достопримечательности надо осмотреть и знает, что они знамениты. Все, этого достаточно. Он путешествует для «галочки». Новые места, произведения искусства не вызывают у него в душе отклика. Нет никакого вау-эффекта. Живи он в наши дни, он бы постил красивые фотки в соц сетях, и это было бы главной целью путешествия.
И нет ничего удивительного, что смерть нашего американца постарались скрыть ото всех остальных пассажиров. Гроб на корабле - это слишком плохая реклама.