Найти тему
АвтоДвиж

Трамваи в столицах республик СССР на цветных фото 80-х – кто-то еще помнит те времена?

Когда я делал обзор троллейбусных систем постсоветской Грузии, какими их запечатлели иностранные фотографы, то вышел он не радостным. И техника убитая, и окружающий антураж соответствующий. У некоторых возник вопрос: «А с чего я решил, что это последствия «независимости»? Может у них и при СССР транспорт в таком же состоянии был?».

К счастью, интуристы с фотоаппаратами катались по советским республикам и до развала Союза. Так что без особого труда сорок лет назад, и взглянуть, каким же был общественный транспорт в столицах некоторых республик…

Баку, август 1984 года. Фото Richard Lomas
Баку, август 1984 года. Фото Richard Lomas

Начнем с Баку, столицы Азербайджанской ССР. В 80-х, когда проводилась съемка, в городе из электротранспорта работали: трамвай, троллейбус, метро и фуникулер. К слову, последние два функционируют до сих пор. Увы, трамвай был ликвидирован в 2004 году, а в 2006-м исчез и троллейбус.

Как вам такой вариант «выделенки» для трамваев? И захочешь, а по рельсам не поедешь – машину жалко.

Баку, август 1984 года. Фото Richard Lomas
Баку, август 1984 года. Фото Richard Lomas

Подвижной состав тех лет был представлен рижскими вагонами РВЗ-6М и РВЗ-6М2, а так же усть-катавскими КТМ-5М3. Несмотря на то, что «кирпичные» «ктм-ки» считались более современными моделями новенькие «рвз-шки» приходили в Баку даже в 1987 году. Так что, неудивительно, что «поезженными» они не выглядят.

Позитивные надписи, «60 лет бакинскому трамваю» и ничто не предвещает конца…

Интересный кадр из 1988 года. Оцените интенсивность движения: сразу четыре трамвая в кадре, плюс один служебный. Настолько востребованный вид транспорта, или трамвайный парк где-то неподалеку? Судя по отсутствию пассажиров, второй вариант более вероятен…

Баку, улица Первомайская, апрель 1988 года. Фото Bernhard Kussmagk
Баку, улица Первомайская, апрель 1988 года. Фото Bernhard Kussmagk

Перейдем к Еревану, столице Армении. В середине 80-х в городе функционировали два трамвайных депо, три троллейбусных депо и метрополитен. И если из троллейбусных было закрыто только одно в 1999-м, то эпоха ереванских трамваев в 2004 году завершилась полностью.

Укладка асфальта была важнее, какого-то регулярного движения трамваев даже в советские времена…

Ереван, август 1984 года. Фото Richard Lomas
Ереван, август 1984 года. Фото Richard Lomas

Какой замечательный поток автомобилей на фото: «трешки» «Жигули», «двадцать первая» «Волга», «Запорожец», ижевский «каблучок». Ну, и какой же Ереван без знаменитого «ЕрАЗа»?! Обратите внимание, какая у него расцветочка ядреная вышла – не помню в реальности таких, а фото говорит, что были…

Ереван, август 1984 года. Фото Richard Lomas
Ереван, август 1984 года. Фото Richard Lomas

Казалось бы, всего один кадр, но, сколько в нем воспоминаний. «Шестерка» на бумажных «транзитах» на лобовом стекле, экскаватор на базе ЮМЗ, кургузый прицепной компрессор… Ну, и стандартный набор пассажирского транспорта: Ikarus, ЛАЗ, «зиушка» и спарка РВЗ.

Ереван, апрель 1986 года. Фото Stefan Höltge
Ереван, апрель 1986 года. Фото Stefan Höltge

А вот еще одна характерная примета конца 80-х – всевозможные трамваи и троллейбусы, работавшие как «кафэшки». Конкретно этот РВЗ-6М2 был приписан к «Трамвайному депо №1» Еревана. Внутри вагона по правому борту размещались 5-местные П-образные диванчики, между которыми стояли столики, а по левому одиночные места друг напротив друга, тоже со столиком. Вход осуществлялся через переднюю дверь, а в хвостовой части была барная стойка. Интересно, что в трамвае-кафе в штат входила и официантка.

Ереван, апрель 1988 года. Фото Bernhard Kußmagk
Ереван, апрель 1988 года. Фото Bernhard Kußmagk

Столица Узбекистана, город Ташкент. В конце 80-х свою технику на маршруты города выпускали три трамвайных депо, три троллейбусных депо. Кроме того, услуги пассажирам оказывали два депо метрополитена. К сожалению, до наших дней дожило только метро. С 2001 по 2010 год все троллейбусные депо были закрыты. Трамвай продержался дольше, но в 2016-м жители были вынуждены распрощаться и с ним.

Два снимка с разницей в 10 лет. Легковушки на заднем фоне поменялись, а вот трамваи КТМ – нет. Разве что, годовалая Tatra T6B5SU показывает, что в 90-х подвижной состав все же обновлялся.

В принципе, про историю троллейбуса Тбилиси я уже писал. Так что, просто колоритное фото с запечатленными на конечной остановке «Багеби» троллейбусами Skoda 9Tr в двухдверном исполнении и Skoda 14Tr04 в компании с Ikarus-260. Помните те славные времена, когда посадка на конечный осуществлялась не с тротуара, а там, где соизволил встать транспорт…

Тбилиси, апрель 1986 года. Фото Stefan Höltge
Тбилиси, апрель 1986 года. Фото Stefan Höltge

Напомню, что кроме троллейбусов в столице Грузии в 80-х работал еще и трамвай. Вагоны выходили на линию из трех депо: «Муштаид», «Исани» и «Авчала». Последнее было открыто в 1986 году вместо депо «Муштаид». На тот момент протяженность трамвайных путей в Тбилиси составляла более сотни километров. Увы, в 2006 году, трамвай, как и троллейбус, прекратил свое существование.

Сразу видна любовь к «Волгам» - две «двадцать первых» и «двадцать четвертая» в одном кадре. Впрочем, иногда «Волжанку» вполне могла заменить и иномарка…

А вообще в тбилисских трамваях мне нравятся маршруты их движения. То какая-нибудь улочка, где между трамваем и припаркованным автомобилем может разве что велосипедист проехать, то рельсы положены по булыжной мостовой. А больше всего эмоций от вагонов, едущих по каким-то полям и лесам – класс!

Есть старые фотографии и по еще одной столице. Той самой, в которой бал правили чешские «Татры». Подобрал два с одним и тем же «нюансом» - кругом асфальт, а рельсы лежат на грязном булыжнике. Между прочим, разница между снимками в 9 лет..

Ау, где вы, московские иномарки сплошным потоком?! Ну, и «стакан» регулировщика – это вот прям ретро-ретро.

Напоследок, обычный областной город, который мог по своим размерам дать фору большинству столиц союзных республик – Ленинград. Для 12-летнего пацана, впервые попавшего в город на Неве, там и вагоны были непривычные, и трамвайных путей немеряно – город трамваев. Таким он для меня и остался навсегда.

На фото два характерных ленинградских трамвая – пассажирский ЛМ-49 с прицепом ЛП-49 и грузовой ГМ с двумя платформами. Для последних были даже персональные грузовые линии. «В чем сила, брат?..»