Всем все! Как Толстому удается удержать внимание читателя на протяжении столь объемных книг? Что создает их легкость? И чем в этом помогает большой перечень персонажей?
Всем знакомо состояние «Не начатой книги». Что иронично, оно настигает не в начале процесса, но примерно на трех десятых. История зацепила еще недостаточно сильно, но нельзя бросать начатое, воля не позволит. С произведениями Толстого все иначе (по крайней мере у меня), он не пишет рассказ, он создает жизнь. А чтобы жить нам не нужно, а точнее мы не можем достаточно или нет быть увлечены процессом жизни, он неизбежен и неостановим.
Это достигается, на мой взгляд, почти неуловимым приемом, но иным он быть и не мог, исходя из его сути. Самый огромный балласт, тянущий на дно незаинтересованности и усталости читателя – увесистые описания. Но Толстой – совсем другое дело. Его работы от них не избавлены, но лаконичны и даже необходимы. На них нет заострения, не очень важно, если вы по ним пробежитесь, не напрягая внимание. Это как тягучая краска, неизбежно проникающая в ваш мозг, создающая в нем фон происходящего.
Но панорама не была бы так не заметна, не будь Лев мастером напряжения. Он вводит несколько «планов», «фронтов» событий для достижения цели. В нужный момент повествования включается жонглирование. А ведь мы только заинтересовались, поняли конфликты, и резкий переход к другим героям и событиям оставляет уйму вопросов и интриг.
Все вместе работает идеально, увлечение заставляет ускорять чтение, а, следовательно, и промелькивать не успевающие наскучить описания.
Но все же это создает свои минусы. Не войдя в колею восприятия книги как жизни или как «жвачки» (в том смысле, что не нужно ждать конца, а наслаждаться каждым моментом) можно не только утратить интерес, но и совершенно не понять автора. Главное войти во вкус.
Пишите, согласны ли вы со мной, а также подписывайтесь и предлагайте темы для следующих статей. Ведь все идеи воплотятся в жизнь!