Найти в Дзене
Александр Иванов

Кому в Беларуси жить хорошо?

У нас бытует мнение, что бардак, бедность и взятки — это часть российского образа жизни и вообще, у нас все плохо, а вот соседи наши из «синеокой» (так ласково называют Беларусь) — живут шикарно: там порядок, колбаса по советским ГОСТам, работающие заводы, европейские дороги, в общем — рай.

Я не буду приводить цифры, стро­ить графики и влезать в политику. Эти заметки были написаны в 2019 году до пандемий и протестов. Расскажу о своих впечатлениях об этой замечательной во всех смыслах стране, вернее о ее западной части — Брестской области. Есть там небольшой Столинский район (не Сталинский, как подумали многие, а Столинский) и в нем древний го­род со смешным названием — Да­вид-Городок, где мы с женой про­жили последние два года, по семей­ным причинам.

Если вы поедете в Беларусь, луч­ше не через Орел и Брянск, пото­му что это адские двухполоски в ямах, никакого сервиса, кроме «Маг­нитов» и «Пятерочек» в маленьких городках, а навигатор глючит и ведет прямиком в пекло разбитых дорог. Но когда в четыре утра мы с женой попали в Гомель (границ никаких нет, есть пункты взвеши­вания для фур) и стали колесить от сонливой усталости змейкой по широкому проспекту, я понял — в городе нико­го нет. Вообще. Нет машин, людей, «гаишников», автобусов — никого. Пустой город, чего у нас в крупных городах не бывает, в любое время суток движение приличное. Встрях­нув остатки сна в лесу, который на­чинается сразу за городом, мы вы­пили кофе на одинокой заправке и двинулись дальше.

Что сказать про дороги Бела­руси? Они есть. Некоторые, как трасса М-1 из Бреста до Москвы, остались после СССР, другие пы­таются ремонтировать и даже строят новые. В целом дороги не очень хорошие, особенно последние лет пять. Видно, что денег на это нет, все ушло на «еврогуль­ни» (альтернативный чемпионат Европы) и прочие прожекты типа детских «евровидений».

Инфраструктуры (заправ­ки, кафе, гостиницы) почти нет, и это надо учитывать при рас­чете топлива. Цена на бензин чуть выше российской, пару раз с нас пытались взять долларами (у вас же не белорусские номе­ра), топливо хорошее, все основ­ные заправки одной компании — «Беларусьнефть». На заправ­ках большой выбор спиртного (странно, да?), автохимии, есть еда и даже фирменные футбол­ки с кепками (дорогие). На цен­никах в Беларуси маленькие циф­ры, потому что правительство не­сколько лет назад отрезало четы­ре нуля у знаменитых белорус­ских денег, и 30 наших рублей — это примерно один белорусский. Вот и считайте — бензин по 1,70 это дорого или дешево.

На дороге белорусы в целом веж­ливые, машины в основном евро­пейские, много культовых машин 90-х в приличном состоянии, если вы поняли, о чем я. Платные доро­ги есть, но для белорусских машин они бесплатны, это круто, конечно.

За два года мы видели ГАИ всего пару раз (у нас изучишь весь лич­ный состав за неделю).

Однажды нас остановили после знака «STOP». Вежливый милиционер (да-да, там милиция) попросил права и с почтением спросил у жены, которая была тогда за рулем:

— Ирина Григорьевна, что означает знак «STOP»?

Мы мычим в один голос:

— Надо остановиться.

А он радостно в ответ:

— Вот именно, а вы медленно катились, очень медленно, но катились, а еще россияне…

И отдал документы, сказав мне:

— Ну, Вы-то должны знать, учите жену.

С тех пор всегда при появлении знака «STOP» мы соблюдаем правила и вспоминаем эту речь, вот ведь колдун, научил на всю жизнь. Милиция вообще довольно вежливая, ее почти не видно и по слухам — взяток не берет, дорожит работой.

Никаких проблем со страховани­ем российской машины нет (у нас застраховать машину на белорус­ских номерах — та еще проблема. Однажды мы безуспешно объеха­ли все страховые компании в го­роде — «страхуем только россий­ские машины»). Но есть один ми­нус с нашим пребыванием там. Рос­сияне, как граждане, видимо, со­юзного государства, имеют право находиться на территории Бела­руси 90 дней в году: хоть мама там живет, хоть дом имеешь, без разни­цы. Хочешь больше — делай вид на жительство. А это означает второе гражданство со странным синим паспортом и ... (барабанная дробь) — за­мена прав и постановка автомоби­ля на учет. Это чудесно же! Сдать на белорусские права (платно), наши отдать им, машину поставить на учет за границей и ездить с краси­выми номерами BY. А что потом? Потом обратно машину можно ввез­ти в Россию, только если у нее эко­логический класс не ниже «Евро- 4» (это относительно новые маши­ны, у нас была 2008 года выпуска и «Евро-3», ввозу в Россию не под­лежит), права могут вернуть, а мо­гут и нет, придется опять восста­навливать (а как ехать обратно?).

Дорогие мои, это первая часть моих впечатлений о Беларуси, будет продолжение!